Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
И глава Вторым атомоходом в серии, начатой «Арктикой», стала «Сибирь» (проект 1052-2), вступившая в состав ледокольного флота Мурманского пароходства в конце декабря 1977 года. «Сибирь» нередко называют са мым неудачным ледоколом данной серии, поскольку в 1992 году по техни ческим причинам он был выведен из эксплуатации и до сих пор находится в отстое. С технической точки зрения это мнение оправданно, но если рас сматривать достижения ледокола и его экипажей на арктических трассах, судьбу «Сибири» никак не назовешь несчастливой. Уже весной 1978 года ему выпало совместно с дизель-электрическим ледоколом «Капитан Со рокин» впервые обеспечивать круглогодичную навигацию на основной линии Севморуути: Мурманск - Дудинка. Тогда ледоколы провели в Дудинку дизель-электроход «Павел Пономарев» и теплоход «Наварин», а в выводе их в обратном направлении участвовал и атомоход «Ленин». В результате операции «Ямал-78» за два месяца газовики получили 70 тысяч тонн разнообразных грузов, вдвое больше, чем в предыдущем году. А через год по маршруту, которым прошли 8 годами раньше ледо колы «Ленин» и «Владивосток», «Сибирь» повела высокими широтами дальневосточный дизель-электроход «Капитан Мышевский» с грузом для Магадана, принятым в Мурманске. Но если первопроходцам на маршру те, пролегавшем мимо мысов Желания и Арктический, севернее Новоси бирских островов и через пролив Лонга, потребовался месяц плавания, то «Сибири» с «Мышевским» хватило 18 суток - при том, что они прошли на два месяца раньше обычного срока плавания судов через пролив Вилькиц- кого и морем Лаптевых. К тому же на обратном пути атомоход доставил оборудование для научной дрейфующей станции «Северный полюс-24». Кульминационной точкой в биографии атомохода стала высокоширот ная экспедиция в район Северного полюса в мае 1987 года, продолжавша яся более 40 суток. Эта экспедиция была организована в интересах науки, поэтому на борту атомного ледокола находились представители Арктиче ского и Антарктического института, Институтов океанологии и географии академии наук, специалисты Министерства геологии, Главного управле ния геодезии и картографии, а в обеспечении предстоящего плавания уча ствовали Госкомгидромет, Министерства морского флота и гражданской авиации. Наряду с исследованиями предстояло эвакуировать дрейфую щую полярную станцию СП-27 и высадить и обустроить новую - СП-28. По ходу решения этих задач атомоход «Сибирь» почти через десять лет после «Арктики» достиг точки Северного полюса. Ни одно судно еще не заходило в это время в столь высокие широты, потому и тяжелых ледовых 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz