Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

jf глава все более переходить на ядерное топливо. Нет сомнения, что не только ледоколы, но и крупнейшие танкеры и газовозы будут атомными. Кроме того, и это тоже вне всякого сомнения, появятся в Арктике суда на воз­ душной подушке. Как снабженцы, они уже необходимы сейчас. Что касается подводного арктического флота, о котором все чаще гово­ рят, имея в виду будущее, то тут можно сказать, что в нашем районе, где мы сейчас работаем, подводный флот вряд ли найдет применение из-за недостаточной глубины. А крупнейшие атомные суда, идущие за ледоколами мощностью 100- 200 тысяч л.с. - это совсем недалекая по времени реальность». Наверное, так заложено в самой человеческой природе - представлять даже недалекое будущее в стремительном и поступательном развитии по пути ускорения, а проще говоря - думать только о хорошем. Не ис­ ключение и моряки первого атомного. Все сплошь рассуждали о научно- технической стороне прогресса, а о социальной никто и не задумывался. Впрочем, вряд ли кто-то из моряков мог помыслить, что через 20 лет рух­ нет существовавшая в стране социальная система, похоронив под собой великий и могучий Советский Союз, а заодно и грандиозные планы раз­ вития атомного флота. Но в чем-то моряки были и недалеки от истины. Положим, планы строительства 15-18 атомных ледоколов в СССР были. Что касается транспортных судов с ЯЭУ (ядерными энергетическими установками), то в Керчи на судостроительном заводе «Залив» имени Б.Е. Бутомы начиналась закладка уже второго атомного лихтеровоза- контейнеровоза, однотипного с построенным «Севморпутем», но закат старой системы остановил строительство. До атомных танкеров и газо­ возов дело не дошло, зато была предпринята демонстрационная попытка перевозки груза атомной подводной лодкой, якобы с прицелом на ее пе­ реоборудование в подводное грузовое судно. Чего тут больше было - рас­ чета или новомодного пиара - об этом до сих пор говорят. Гораздо реальнее оказался другой проект, связанный с морской атомной энергетикой, - первая плавучая атомная электростанция уже строится на Балтийском заводе. Ну и, в конечном счете, десять атомоходов, два из которых достраивались уже в перестроечное время, тоже немалая сила на просторах Арктики, хотя и не все они находятся в активной эксплуатации. Никто в 1970 году не подозревал, что после 91-го года в развитии атомного ледокольного флота появятся совсем иные проблемы, чем это было в предыду­ щие два десятилетия. В конечном счете атомоходы существуют не сами по себе, а в тесной взаимосвязи с процессами развития российского Севера, а 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz