Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава «Что и говорить - первые мили мирного атома в море давались нам с боя. Зато какими асами, мастерами своего дела стали к концу ходовых испытаний наши старшие инженеры-операторы: Сёмин Михаил Яковле­ вич, Мизгирёв Виктор Александрович, Шубин Александр Поликарпович, Левандовский Николай Владимирович, Соколов Вадим Ильич, Селявко Алексей Иванович, Смирнов Виктор Михайлович, Волков Виктор Алек­ сандрович, Кукочкин Николай Александрович. Они не терялись в аварий­ ной обстановке и научились за считанные минуты выводить на мощность реактор после срабатывания аварийной защиты. Теперь, на ледоколах второго поколения, когда срабатывания А.З. случаются один-два раза в год, такую выучку можно приобрести только на специальных тренажерах. Надо сказать, что трудности не испугали недавних выпускников Высших мореходных училищ - на долгие годы они остались верными атомному флоту, а некоторые трудятся и теперь на ведущих должностях». О том, что действительно не терялись в экстренных ситуациях, свидетель­ ствует история, приключившаяся с А.П. Шубиным, механиком от бога, как его называли. Он находился в ПЭЖе, когда в отсеке неосторожно наступил на трубку один из моряков. Она лопнула и ударила паро-водяная смесь; в панике провинившийся сбежал... Александр Поликарпович не растерялся и бросился в отсек, перекрыл нужный клапан. Помимо Шубина оставили о себе добрую память как главные инженеры-механики атомохода «Ленин» Иван Константинович Мочешников, Виктор Александрович Мизгирев, пришедший в Мурманское пароходство в 1957 году и сразу получивший на­ значение на строящийся атомоход, Николай Иванович Петров. В 1988 году самими же моряками и их партнерами проектантами была предпринята первая попытка в небольшом, но прекрасно по тому време­ ни иллюстрированном альбоме «Советские атомные ледоколы» очертить контуры будущей истории гражданского атомного флота. Главные вехи его становления в этой книге показаны, в том числе и этапы биографии первого атомного ледокола «Ленин». И названы имена первых руководи­ телей, возглавлявших основные подразделения. Вот фрагмент из книги: «Было создано шесть структурных служб: 1. Палубная, возглавляемая старшим помощником капитана А.М. Ка- шицким. 2. Атомно-механическая служба, возглавляемая старшим инженером- механиком А.В. Неупокоевым. 3. Электромеханическая служба, возглавляемая старшим инженером- электромехаником А.Н. Барановым. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz