Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава «Что и говорить - первые мили мирного атома в море давались нам с боя. Зато какими асами, мастерами своего дела стали к концу ходовых испытаний наши старшие инженеры-операторы: Сёмин Михаил Яковле вич, Мизгирёв Виктор Александрович, Шубин Александр Поликарпович, Левандовский Николай Владимирович, Соколов Вадим Ильич, Селявко Алексей Иванович, Смирнов Виктор Михайлович, Волков Виктор Алек сандрович, Кукочкин Николай Александрович. Они не терялись в аварий ной обстановке и научились за считанные минуты выводить на мощность реактор после срабатывания аварийной защиты. Теперь, на ледоколах второго поколения, когда срабатывания А.З. случаются один-два раза в год, такую выучку можно приобрести только на специальных тренажерах. Надо сказать, что трудности не испугали недавних выпускников Высших мореходных училищ - на долгие годы они остались верными атомному флоту, а некоторые трудятся и теперь на ведущих должностях». О том, что действительно не терялись в экстренных ситуациях, свидетель ствует история, приключившаяся с А.П. Шубиным, механиком от бога, как его называли. Он находился в ПЭЖе, когда в отсеке неосторожно наступил на трубку один из моряков. Она лопнула и ударила паро-водяная смесь; в панике провинившийся сбежал... Александр Поликарпович не растерялся и бросился в отсек, перекрыл нужный клапан. Помимо Шубина оставили о себе добрую память как главные инженеры-механики атомохода «Ленин» Иван Константинович Мочешников, Виктор Александрович Мизгирев, пришедший в Мурманское пароходство в 1957 году и сразу получивший на значение на строящийся атомоход, Николай Иванович Петров. В 1988 году самими же моряками и их партнерами проектантами была предпринята первая попытка в небольшом, но прекрасно по тому време ни иллюстрированном альбоме «Советские атомные ледоколы» очертить контуры будущей истории гражданского атомного флота. Главные вехи его становления в этой книге показаны, в том числе и этапы биографии первого атомного ледокола «Ленин». И названы имена первых руководи телей, возглавлявших основные подразделения. Вот фрагмент из книги: «Было создано шесть структурных служб: 1. Палубная, возглавляемая старшим помощником капитана А.М. Ка- шицким. 2. Атомно-механическая служба, возглавляемая старшим инженером- механиком А.В. Неупокоевым. 3. Электромеханическая служба, возглавляемая старшим инженером- электромехаником А.Н. Барановым. 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz