Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава И только после этих маневров он развернул ледокол и под небольшим углом пошел на торос в лоб. И представьте себе, многометровая ледяная гряда треснула и расступилась, давая проход судну Капитан пояснил, что этот прием преодоления протяженных гряд торосов называется «откры­ тая калитка». Образно названо и эффективно в работе...» Чего не отнимешь у Соколова, так это железной последовательности в своем профессиональном и жизненном выборе, проявившейся в предан­ ности первому атомному. Сорок лет во главе одного экипажа - такого уж точно не было во всем российском флоте, а может, и в мировом. И это не­ смотря на привлекательные возможности, которые всегда встречаются на жизненном пути. Не могу не обратиться еще раз к автобиографии капитана Кучиева, ко­ торую скорее стоит назвать комментариями к истории становления атом­ ного ледокольного флота, ведь пишет зачастую Юрий Сергеевич не о себе, а о своих коллегах. Впрочем, сами убедитесь: «...в интересах только правды должен признать, что почетную задачу возглавить экипаж первого атомохода, стартовавшего к Полюсу, по всем параметрам были достойны мои друзья и соратники - Владимир Ко­ четков, Василий Голохвастов, Анатолий Ламехов и особенно Борис Со­ колов... И еще вот о чем: мне доподлинно известно, что с самого начала первым кандидатом на утверждение капитаном «Арктики» был мой са­ мый близкий друг - Борис Макарович Соколов, замечательный сын рус­ ской костромской земли, отважный красавец и блестящий профессионал, ставший капитаном первого в мире атомного ледокола «Ленин» в 35 лет! Но обязательный Борис Макарович до конца жизни оставался верным своему легендарному ледоколу и слову, данному академику Анатолию Петровичу Александрову, - сберечь первенца для будущих поколений, довести его до вечной стоянки». В последние годы жизни Соколова, после вывода ледокола из эксплуа­ тации, доводилось нередко встречаться с Борисом Макаровичем по пово­ ду организации экскурсий и других мероприятий на борту первого атом­ ного. После всеобщего внимания к ледоколу в первые его годы, которое для капитана оборачивалось неформальным правом обращаться в какие- то высокие инстанции с запросами - не для себя, конечно, для сохране­ ния первого атомного, теперь чувствовалось, как он остро переживал, что его просто перестали слушать и слышать в лихие девяностые - другие интересы двигали власть имущими... Особенно когда пошли небеспоч­ венные слухи о планах подготовки атомохода к списанию на металлолом. 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz