Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
HI глава Это же надо - с одним реверсом, без всяких буксиров ледокол встал к причалу... Я видел, как швартуются эсминцы с гораздо более легким кор пусом, даже они себе такого не позволяли. По умению стоять на ручках при околках судов, по управлению ледоко лом лучшего капитана в пароходстве, чем Соколов, не было. Он и в атом ную установку, еще сырую, ненадежную, верил, оттого и рисково работал. Очень жаль, что свои блестящие способности Борис Макарович не ис пользовал на атомоходах типа «Арктика». От решительности судоводите ля зависит эффективность их работы, а «осторожных» у нас хватало...» Интересно отметить, что о другой подобной швартовке без буксиров довелось услышать всего раз. Выполнил ее также безукоризненно, чем вызвал восхищение моряков, один из самых уважаемых капитанов атом ных ледоколов Василий Александрович Голохвастов. Может, отсюда и пошло, что в капитанской среде судоводителей атомоходов делят по при верженности двум школам: Соколова и Голохвастова. Первые, как уже отмечено, отличаются жесткостью, решительностью и рисковостью, вто рые выделяются аккуратностью, даже можно сказать интеллигентностью в преодолении ледовых преград, основанной на мастерском владении тонкостями ремесла вплоть до глубокого теоретического переосмысле ния основ тактики ледового судовождения. Конечно, это деление весьма условно. К примеру, капитана «Ленина», а позже «Ямала» Андрея Алек сеевича Смирнова по манере командования на ходовом мостике скорее отнесешь к школе Голохвастова - сам убедился в этом во время тяжелей шего рейса к Северному полюсу в 1995 году, а вот был он при всем том любимым учеником Б.М. Соколова... Другой любимый ученик Соколова - он их называл «сынками» - из вестный гидролог, впоследствии ставший руководителем штаба морских операций Западного района Арктики Николай Григорьевич Бабич тоже рассказал любопытную историю о судоводительском мастерстве Бориса Макаровича: «Подошли мы к мощной гряде торосов в толстых льдах. Толщина этой преграды составляла 8-10 метров: над водой метра два-три и около 6 - 7 - под водой. Случалось, ледоколы сутками одолевали подобные преграды без особого успеха, пока обстановка не менялась. Я уже настроился, что и теперь мы будем раз за разом наносить удары, как вдруг Борис Ма карович отдал необычную команду: прокладывать канал в отдалении вдоль гряды торосов. Прошли один раз, вернулись на исходную позицию. Затем второй раз, уже поближе от гряды. Затем третий раз, еще ближе... 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz