Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

IH глава та, выше среднего роста, гордая осанка и мощный разворот плеч, рельефно оттеняемых короткой кожаной курткой спортивного покроя; весь собран, опрятен, чувствуется, что незамедлительно готов к осмысленному выпол­ нению распоряжений; на вопросы отвечает характерной скороговоркой, но четко и кратко, при этом лицо его временами озаряется доброй детской улыбкой». А уже через три года после окончания училища и сам Соколов стал старпомом на ледоколе «Александр Сибиряков». И еще через три года вместе с этим ледоколом перешел в Мурманское государственное арктиче­ ское морское пароходство, с которым был связан всю дальнейшую жизнь. Непосредственно перед назначением дублером капитана первого атом­ ного ледокола в жизни Бориса Макаровича произошел, на первый взгляд, неожиданный и нелогичный поворот. Об этом рассказывается в книге о по­ четных гражданах города Мурманска: «В 1958 году он решил попробовать себя на транспортных судах. Участвует в четвертой Советской антарктиче­ ской экспедиции - плавает на дизель-электроходе «Обь». Кильский канал, Северное море, Канарские острова, Кейптаун, плавание среди айсбергов в антарктических водах для Соколова как ледоколыцика было особенно полезным и интересным. После экспедиции Борис Макарович подменил капитана на «Оби» и самостоятельно сделал несколько рейсов в Арктику». Что же вынес для себя из предшествовавших «Ленину» морских и жиз­ ненных «университетов» второй и бессменный до последних дней своей жизни капитан атомохода? С кем ни доводилось говорить, все отмечали в Борисе Макаровиче решительный, нередко крутой характер, который, случалось, его и подводил вплоть до срывов в рейсах. Но этот же характер лежал в основе капитанского стиля работы Соколова: не бояться идти на риск, если внутренне уверен, что сможешь пройти во льдах, последова­ тельность в действиях, если решение принято, наконец, безупречное ма­ стерство судоводителя, которое, если разобраться, и было залогом реши­ тельности и твердости. О мастерстве капитана И.А. Домахин вспоминал такой эпизод: «В тот раз из рейса нас встречали по высшему разряду. На причале стоял в адмираль­ ской форме начальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин, полшага сзади - главный инженер по атомным установкам Леонид Георгиевич Да­ нилов. Я в тот момент находился в своей каюте и за швартовкой наблюдал через иллюминатор. Приближаемся, чувствую - ход очень большой, вот- вот ледокол врежется в причал, заодно и стоящий на нем сарай поломает... И вдруг корпус мощно задрожал, двигатели среверсировались на команду «полный назад!». Выскакиваю на палубу, а там уже швартовы принимают. *57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz