Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

|Ц глава рый словно маяк указывает новым поколениям моряков, на что ориенти­ ровались и во что верили их предшественники-первопроходцы атомного флота, жизнь потеряет нравственную осмысленность, а тогда и до беды не­ далеко. Очень виден за этими мыслями характер Кучиева, до конца жизни остававшегося романтиком морской профессии и самой жизни, несмотря на то что она его не только грела, но временами нещадно била. Юрий Сергеевич вообще не любил полутонов, и потому главное в его словах о моряках и капитанах атомного флота схвачено, а на примере все­ ми уважаемого на флоте Михаила Яковлевича Сорокина отмечены ис­ токи особого отношения арктических мореходов к своему делу. Ничто не рождается на пустом месте! Давно известная истина не мельчает от часто­ го повторения. И в освоении первого атомного едва ли не решающую роль сыграл арктический опыт (включающий в себя особый кодекс поведения, о котором говорит Кучиев) многих поколений русских моряков, будь они простыми, никому теперь неведомыми северными поморами или блестя­ щими офицерами, чьими именами гордится Россия. Сто дней капитана Павла Акимовича Пономарева на ходовом мостике атомохода «Ленин» вобрали в себя этот опыт, передававшийся из поколения в поколение. Сама морская жизнь Павла Акимовича - лучшее тому подтверждение. Родился он в архангельской сельской глубинке и с 16 лет уже ходил ма­ тросом на парусниках и паровых судах в Белом море. Словом, шел по всем ступенькам, по которым развивался флот: энергия ветра, энергия пара, а потом будет электрическая и атомная. И в морской учебе также от нижних ступенек: Кемские мореходные классы, Архангельское мореходное училище. В 1915 году призван в военно-морской флот, служил в переломные для страны годы революций в Беломорской флотилии, откуда уволился уже вполне состоявшимся моряком. А дальше было непростое становление как капитана. Вынужденно оказавшись за границей и пробыв там три года, испытал на себе все прелести положения безработного. С отчаяния давал объявления: «Я штурман. Согласен на любую работу». Но настоящая ра­ бота нашлась только на родине. В 1922 году, уже став помощником капитана на ледоколе «Ленин», Па­ вел Акимович увлекся водолазным делом; как показала жизнь, и это при­ годилось. Во время спасения ледоколом «Красин» экспедиции Нобиле с потерпевшего крушение в Арктике дирижабля «Италия» старший помощ­ ник капитана Пономарев спустился в ледяную воду и 20 минут проводил водолазный осмотр поломанной лопасти винта, от чего зависело решение о дальнейшем ходе спасательной операции. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz