Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
|Ц глава рый словно маяк указывает новым поколениям моряков, на что ориенти ровались и во что верили их предшественники-первопроходцы атомного флота, жизнь потеряет нравственную осмысленность, а тогда и до беды не далеко. Очень виден за этими мыслями характер Кучиева, до конца жизни остававшегося романтиком морской профессии и самой жизни, несмотря на то что она его не только грела, но временами нещадно била. Юрий Сергеевич вообще не любил полутонов, и потому главное в его словах о моряках и капитанах атомного флота схвачено, а на примере все ми уважаемого на флоте Михаила Яковлевича Сорокина отмечены ис токи особого отношения арктических мореходов к своему делу. Ничто не рождается на пустом месте! Давно известная истина не мельчает от часто го повторения. И в освоении первого атомного едва ли не решающую роль сыграл арктический опыт (включающий в себя особый кодекс поведения, о котором говорит Кучиев) многих поколений русских моряков, будь они простыми, никому теперь неведомыми северными поморами или блестя щими офицерами, чьими именами гордится Россия. Сто дней капитана Павла Акимовича Пономарева на ходовом мостике атомохода «Ленин» вобрали в себя этот опыт, передававшийся из поколения в поколение. Сама морская жизнь Павла Акимовича - лучшее тому подтверждение. Родился он в архангельской сельской глубинке и с 16 лет уже ходил ма тросом на парусниках и паровых судах в Белом море. Словом, шел по всем ступенькам, по которым развивался флот: энергия ветра, энергия пара, а потом будет электрическая и атомная. И в морской учебе также от нижних ступенек: Кемские мореходные классы, Архангельское мореходное училище. В 1915 году призван в военно-морской флот, служил в переломные для страны годы революций в Беломорской флотилии, откуда уволился уже вполне состоявшимся моряком. А дальше было непростое становление как капитана. Вынужденно оказавшись за границей и пробыв там три года, испытал на себе все прелести положения безработного. С отчаяния давал объявления: «Я штурман. Согласен на любую работу». Но настоящая ра бота нашлась только на родине. В 1922 году, уже став помощником капитана на ледоколе «Ленин», Па вел Акимович увлекся водолазным делом; как показала жизнь, и это при годилось. Во время спасения ледоколом «Красин» экспедиции Нобиле с потерпевшего крушение в Арктике дирижабля «Италия» старший помощ ник капитана Пономарев спустился в ледяную воду и 20 минут проводил водолазный осмотр поломанной лопасти винта, от чего зависело решение о дальнейшем ходе спасательной операции. 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz