Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
HI глава был выдвинут атомоход «Ленин». В состав советской делегации включи- ли и Следзюка. Неизвестно, как там проходило обсуждение претенден тов, но вероятно, что обаяние и эрудиция Калиныча свое дело сделали... И нет никаких сомнений, что выбор был сделан достойный. Как ни ценны профессиональные заслуги людей, сумевших экспери ментальный по сути первый атомный ледокол довести до надежного экс плуатационного состояния, - не менее важны нравственные основания, на которых строилась эта деятельность. А впрочем, здесь никакого проти воречия нет: нравственное начало - неотделимая составляющая профес сиональной деятельности моряков атомного флота. Сделал этот вывод капитан Кучиев в своей недописанной и никому до сих пор не известной автобиографии, которая была найдена после его смерти: «...опыт 40 лет работы только на арктических ледоколах дает основание утверждать, что на судах этого класса исторически сложились особые тра диции формирования человеческой личности, исключающие ложь и лице мерие, барство и предательство, как и меркантилизм. Жизнь и деятельность каждого у всех на виду и потому подонки, попадавшие в жернова естествен ного отбора, немедленно же отторгались здоровым организмом истинных романтиков и рыцарей ледовых баталий. Атмосфера прямодушия утвержда ет взаимное доверие и особую ответственность командира перед экипажем. А жесткое определение капитана легендарного «Ермака» М.Я. Сорокина «..судоводитель на мостике суть ноль без палочки, если не получит мощности, выработанной трудом кочегаров, машинистов и механиков!..» в еще большей степени актуально для ледоколов с ядерной установкой. И потому следует признать, что ни один, пусть даже самый одаренный, профессионал не может быть полноценным капитаном современного атомного ледокола, если не го тов быть органической частью сформированного им же синхронно сработан ного экипажа высочайших профессионалов и единомышленников. Только командир, в котором уверен экипаж, может и должен действовать смело и решительно, принимая на себя всю полноту ответственности за выполнение навигационной задачи в целом и за действия каждого в отдельности! Вот при таком подходе к роли капитана в составе экипажа можно преодолеть соблаз нительные чары личной исключительности и обрести такую меру «сдержан ности», которую и следовало бы назвать «мужественной скромностью». Сказано эмоционально ярко, и все-таки Юрий Сергеевич был идеалист в оценках - в повседневности на атомоходах тоже встречалось всякое, от нюдь не всегда рыцарственное. Но, вероятно, без такого идеализма, кото J52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz