Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

HI глава был выдвинут атомоход «Ленин». В состав советской делегации включи- ли и Следзюка. Неизвестно, как там проходило обсуждение претенден­ тов, но вероятно, что обаяние и эрудиция Калиныча свое дело сделали... И нет никаких сомнений, что выбор был сделан достойный. Как ни ценны профессиональные заслуги людей, сумевших экспери­ ментальный по сути первый атомный ледокол довести до надежного экс­ плуатационного состояния, - не менее важны нравственные основания, на которых строилась эта деятельность. А впрочем, здесь никакого проти­ воречия нет: нравственное начало - неотделимая составляющая профес­ сиональной деятельности моряков атомного флота. Сделал этот вывод капитан Кучиев в своей недописанной и никому до сих пор не известной автобиографии, которая была найдена после его смерти: «...опыт 40 лет работы только на арктических ледоколах дает основание утверждать, что на судах этого класса исторически сложились особые тра­ диции формирования человеческой личности, исключающие ложь и лице­ мерие, барство и предательство, как и меркантилизм. Жизнь и деятельность каждого у всех на виду и потому подонки, попадавшие в жернова естествен­ ного отбора, немедленно же отторгались здоровым организмом истинных романтиков и рыцарей ледовых баталий. Атмосфера прямодушия утвержда­ ет взаимное доверие и особую ответственность командира перед экипажем. А жесткое определение капитана легендарного «Ермака» М.Я. Сорокина «..судоводитель на мостике суть ноль без палочки, если не получит мощности, выработанной трудом кочегаров, машинистов и механиков!..» в еще большей степени актуально для ледоколов с ядерной установкой. И потому следует признать, что ни один, пусть даже самый одаренный, профессионал не может быть полноценным капитаном современного атомного ледокола, если не го­ тов быть органической частью сформированного им же синхронно сработан­ ного экипажа высочайших профессионалов и единомышленников. Только командир, в котором уверен экипаж, может и должен действовать смело и решительно, принимая на себя всю полноту ответственности за выполнение навигационной задачи в целом и за действия каждого в отдельности! Вот при таком подходе к роли капитана в составе экипажа можно преодолеть соблаз­ нительные чары личной исключительности и обрести такую меру «сдержан­ ности», которую и следовало бы назвать «мужественной скромностью». Сказано эмоционально ярко, и все-таки Юрий Сергеевич был идеалист в оценках - в повседневности на атомоходах тоже встречалось всякое, от­ нюдь не всегда рыцарственное. Но, вероятно, без такого идеализма, кото­ J52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz