Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
|У глава ности, а где работа для души. Видно, и сам он не проводил такой грани. А одна история, рассказанная Каратеевым, меня просто сразила. «Из Министерства передали ему проект организации поставки сибирско го природного газа Соединенным Штатам, разработанный в связи с предо ставляемым Штатами кредитом в пять миллиардов долларов. Как раз про исходило «потепление» в отношениях между нами и Западом. Калиныча попросили написать отзыв. Он не привык формально относиться к пору чениям и, глубоко проанализировав проект, предложил свой вариант: стро ить газопровод не до Мурманска, а до ближайшей от месторождения бухты северного побережья. В обоснование этого варианта он представил расчеты американских экономистов, статью которых он перевел с английского. В рас четах убедительно доказывалось, что газопроводы экономически оправданы только при протяженности до двух с половиной тысяч километров. На более дальние расстояния газ выгоднее возить спецсудами, оборудо ванными для перевозки сжиженного газа. Такие суда предусматривал проект, данный на отзыв, но ходить они должны были из Мурманска, где предлага лось построить завод для сжижения газа. Калиныч же предлагал построить такой завод восточнее, в подходящей бухте, и прилагал экономические рас четы, убеждающие в экономии затрат при реализации его варианта проекта. Его предложение обсуждалось в Госплане СССР, была создана специальная комиссия для сравнения и анализа обеих вариантов. К сожалению, работа комиссии была прервана - американский сенат отказал в кредите». Так вот чем примечательна данная история. В середине 2000-х годов прошла дискуссия о строительстве, правда, нефтепровода по аналогичным вариантам прокладки труб. Мурманчане, естественно, руководствовались местными интересами и отстаивали вывоз нефти в Америку через свой об ластной центр, для чего потребовалось бы проложить трубу с архангель ского берега на Кольский полуостров по дну Белого моря. А компания «Транснефть», исходившая из чисто экономических расчетов, пришла к выводу, что предпочтительнее организовать перегрузку углеводородов из трубы в танкеры у побережья Печорского моря в Чешской губе. На этом решении проработка вопроса и остановилась сегодня. Нетрудно увидеть сходство подходов и выводов, сделанных Следзюком и «Транснефтью», но ведь первое заключение было сделано почти на 30 лет раньше, да еще в одиночку, да еще специалистом, далеким от вопросов транс портировки нефти и газа... Как тут не поразиться талантливости во всем это го неугомонного человека! И не меньше восхищает его готовность заняться любым вопросом, если затрагиваются государственные интересы, притом не 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz