Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

|У глава ности, а где работа для души. Видно, и сам он не проводил такой грани. А одна история, рассказанная Каратеевым, меня просто сразила. «Из Министерства передали ему проект организации поставки сибирско­ го природного газа Соединенным Штатам, разработанный в связи с предо­ ставляемым Штатами кредитом в пять миллиардов долларов. Как раз про­ исходило «потепление» в отношениях между нами и Западом. Калиныча попросили написать отзыв. Он не привык формально относиться к пору­ чениям и, глубоко проанализировав проект, предложил свой вариант: стро­ ить газопровод не до Мурманска, а до ближайшей от месторождения бухты северного побережья. В обоснование этого варианта он представил расчеты американских экономистов, статью которых он перевел с английского. В рас­ четах убедительно доказывалось, что газопроводы экономически оправданы только при протяженности до двух с половиной тысяч километров. На более дальние расстояния газ выгоднее возить спецсудами, оборудо­ ванными для перевозки сжиженного газа. Такие суда предусматривал проект, данный на отзыв, но ходить они должны были из Мурманска, где предлага­ лось построить завод для сжижения газа. Калиныч же предлагал построить такой завод восточнее, в подходящей бухте, и прилагал экономические рас­ четы, убеждающие в экономии затрат при реализации его варианта проекта. Его предложение обсуждалось в Госплане СССР, была создана специальная комиссия для сравнения и анализа обеих вариантов. К сожалению, работа комиссии была прервана - американский сенат отказал в кредите». Так вот чем примечательна данная история. В середине 2000-х годов прошла дискуссия о строительстве, правда, нефтепровода по аналогичным вариантам прокладки труб. Мурманчане, естественно, руководствовались местными интересами и отстаивали вывоз нефти в Америку через свой об­ ластной центр, для чего потребовалось бы проложить трубу с архангель­ ского берега на Кольский полуостров по дну Белого моря. А компания «Транснефть», исходившая из чисто экономических расчетов, пришла к выводу, что предпочтительнее организовать перегрузку углеводородов из трубы в танкеры у побережья Печорского моря в Чешской губе. На этом решении проработка вопроса и остановилась сегодня. Нетрудно увидеть сходство подходов и выводов, сделанных Следзюком и «Транснефтью», но ведь первое заключение было сделано почти на 30 лет раньше, да еще в одиночку, да еще специалистом, далеким от вопросов транс­ портировки нефти и газа... Как тут не поразиться талантливости во всем это­ го неугомонного человека! И не меньше восхищает его готовность заняться любым вопросом, если затрагиваются государственные интересы, притом не 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz