Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| If глава создание первого атомного ледокола, рождение единственного и по сей день атомного ледокольного флота. У неко торых известных моряков, своеобразие личности которых, конеч но же, не исчерпывали паспортные фамилия-имя-отчество, были свои не формальные, а точнее - народные имена. Кучиева, например, во флотской среде вспоминали как «Джигита», отдавая тем самым должное не только его осетинскому происхождению, но и крутому характеру, которого мно гие побаивались, о чем, кстати, сам Юрий Сергеевич, человек с обострен ным чувством совести, очень сожалел в последние годы жизни. Но самое известное и популярное имя, несомненно, «Калиныч». Стоит его упомянуть на атомфлоте стороннему человеку, отношение к гостю сра зу станет доверительнее, словно имя это - секретный пароль к душам мо ряков. Такой авторитет человеку и специалисту Следзюку не могли прине сти одни лишь формальные знаки общественного признания вроде первой из полученных моряками на атомфлоте звезд Героя труда. Я бы сказал ка тегоричнее: такой авторитет вообще не завоевывается, а сам «догоняет» человека, захваченного все новыми идеями, делами и заботами в жизни. К рассказанному выше о том, как Александр Калинович прокладывал путь ядерной энергетике на море, можно добавлять и добавлять новые истории. Интереснее понять другое: как ему все удавалось? При знакомстве с биографиями выдающихся представителей первого экипажа атомохода «Ленин» подмечаешь одну закономерность: все они были новичками в атомном деле, но морскую школу каждый прошел осно вательную. Узнав подробности плаваний одессита по рождению Алексан дра Следзюка в Черноморском морском пароходстве - было это с 1938 по 1958 годы - невольно подумаешь: да это же целая большая жизнь, событий которой с лихвой бы кому-то хватило и без атомных ледоколов. В 22 года стал старшим механиком на торговых судах, то есть ко времени начала Великой Отечественной войны. В этой должности всю ее он и проплавал на Черном море, притом по боевому расписанию становился командиром аварийной партии. Это было не просто формальное совмещение должно стей. Случалось, до 35 «юнкерсов» набрасывалось за один бой на транс портный пароход «Курск», а так и не смогли потопить: бомбы попадали, рвались паропроводы, судно теряло ход из-за падения давления пара в машине, но как-то умудрялись под командованием Следзюка восстано вить порушенные системы и отбиться от противника. «Курск» ходил и в караванах, и в одиночку, обеспечивая связь Крыма с Новороссийском. Три эсминца сопровождения погибли в караванах, тонул и «Курск» в одной 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz