Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| If глава создание первого атомного ледокола, рождение единственного и по сей день атомного ледокольного флота. У неко торых известных моряков, своеобразие личности которых, конеч­ но же, не исчерпывали паспортные фамилия-имя-отчество, были свои не­ формальные, а точнее - народные имена. Кучиева, например, во флотской среде вспоминали как «Джигита», отдавая тем самым должное не только его осетинскому происхождению, но и крутому характеру, которого мно­ гие побаивались, о чем, кстати, сам Юрий Сергеевич, человек с обострен­ ным чувством совести, очень сожалел в последние годы жизни. Но самое известное и популярное имя, несомненно, «Калиныч». Стоит его упомянуть на атомфлоте стороннему человеку, отношение к гостю сра­ зу станет доверительнее, словно имя это - секретный пароль к душам мо­ ряков. Такой авторитет человеку и специалисту Следзюку не могли прине­ сти одни лишь формальные знаки общественного признания вроде первой из полученных моряками на атомфлоте звезд Героя труда. Я бы сказал ка­ тегоричнее: такой авторитет вообще не завоевывается, а сам «догоняет» человека, захваченного все новыми идеями, делами и заботами в жизни. К рассказанному выше о том, как Александр Калинович прокладывал путь ядерной энергетике на море, можно добавлять и добавлять новые истории. Интереснее понять другое: как ему все удавалось? При знакомстве с биографиями выдающихся представителей первого экипажа атомохода «Ленин» подмечаешь одну закономерность: все они были новичками в атомном деле, но морскую школу каждый прошел осно­ вательную. Узнав подробности плаваний одессита по рождению Алексан­ дра Следзюка в Черноморском морском пароходстве - было это с 1938 по 1958 годы - невольно подумаешь: да это же целая большая жизнь, событий которой с лихвой бы кому-то хватило и без атомных ледоколов. В 22 года стал старшим механиком на торговых судах, то есть ко времени начала Великой Отечественной войны. В этой должности всю ее он и проплавал на Черном море, притом по боевому расписанию становился командиром аварийной партии. Это было не просто формальное совмещение должно­ стей. Случалось, до 35 «юнкерсов» набрасывалось за один бой на транс­ портный пароход «Курск», а так и не смогли потопить: бомбы попадали, рвались паропроводы, судно теряло ход из-за падения давления пара в машине, но как-то умудрялись под командованием Следзюка восстано­ вить порушенные системы и отбиться от противника. «Курск» ходил и в караванах, и в одиночку, обеспечивая связь Крыма с Новороссийском. Три эсминца сопровождения погибли в караванах, тонул и «Курск» в одной 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz