Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

являлось оно в размышлениях, даже репликах людей, но никак не форму­ лировалось. Впервые поймал себя на мысли, что где-то он рядом, момент истины, в разговоре с ветераном службы контрольно-измерительных при­ боров и автоматики Валерием Сергеевичем Царевым. «Честным надо быть. Особенно если что-то не знаешь. А если что-то не сделал или не так сделал, но скрыл, все равно рано или поздно выявится, лучше сразу сообщить...» - рассуждал Валерий Сергеевич. Где-то я уже слышал подобное. И всплыло в памяти: почти слово в слово говорил то же самое главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Мамединович Кашка, до того не один год проработавший на атомоходах. Вроде бы про­ стые, очевидные вещи - что в них необычного? Своеобразно раскрыл всю глубину, стоящую за этой простотой, еще один ветеран - киповец с «Ленина» Анатолий Адрианов, сегодня рабо­ тающий на атомоходе Таймыр». - Не будет нормальной безопасной эксплуатации, если идти только от схемы к объекту, а не наоборот - от объекта к схеме, - задумчиво произнес Анатолий Александрович, и все вдруг встало на свои места. И рассказ Домахина о том, как обозвали его фашистом, когда в очеред­ ной раз отказывался подписать ведомости о незавершенных или нека­ чественных работах (что по сути одно и то же) на Балтийском заводе, где строился атомоход «Арктика», и некоторые газетные и журнальные статьи, книги об эксплуатации первого атомного, по которым уж очень гладко и потому схематично выглядело: все хорошо, все надежно скон­ струировано и смонтировано на «Ленине», разве встречаются отдель­ ные недоработки... Не хочу идеализировать, выделять людей с первого атомохода за эту честность в отношении к своему делу, которая обрела благодаря Адрианову даже методическое объяснение. Не в этом суть. Люди они обычные, со своими достоинствами и недостатками, - необычна задача, стоявшая перед ними. Вот она-то и потребовала от каждого не «плыть по течению», а искать выходы, казалось бы, в тупиковых ситуациях. А можно было бы спрятаться, ссылаясь на недоработки проектантов или строителей, да на что угодно - недальновидность того же начальства. И стоять бы тогда атомоходу бесконечно у причальной стенки... Новую идею легко скомпрометировать. Чтобы не произошло этого, надо быть честным - перед собой, перед делом. А иначе... На худой конец сама же Арктика, кстати, лишенная каких-то наших моральных понятий, спро­ сила бы построже любого прокурора. 1 В 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz