Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава Три недели у нас ушло, чтобы достать эти одиннадцать деталей. Из них две недели изготавливали приспособления-хвататели, а все не получа лось... Наконец сделали устройство из мотоциклетной цепи на длинном стержне. Опускали его на дно, загибали цепь так, чтобы удавалось выгре сти детали из недосягаемых глазу пространств реактора. И только после этого извлекали их хватателем. Неплановая работа была уже позади, и тут приходит вахтенный дози метрист с просьбой: ребята, я тут стакан принес, надо со дна взять пробу воды на загрязненность. Бантиком таким привязал к этому стаканчику веревочку и опустил в реактор. А когда собрался пробу наверх поднимать, стакан с водой так и остался на дне... Слов, даже самых крепких, уже ни у кого не было. Все устраняли молча. Валера Блинов сделал палку с крюком, кое-как им подцепили этот стакан и вынули. Сцена была из гоголевского «Ревизора» - на атомный лад...» Обо всех возникавших технических проблемах рассказать просто невоз можно. И хотя атомоход «Ленин» вопреки скептикам вышел в Арктику, многое могло стать препятствием на пути к устойчивой работе во льдах. Так оно в жизни устроено, что самое сложное скрыто от глаз, а то и просто непонятно постороннему, но оттого легче не становится. Самое сложное и ответственное в работе экипажа первого атомного было связано с обес печением надежной и безопасной работы ядерной энергетической уста новки. Не только потому, что судовые атомные реакторы были во многом экспериментальными. Проблема глубже: небывалая для судна мощность, которую могла обеспечить установка, предъявляла дополнительные тре бования к эксплуатации буквально всех систем и механизмов атомохода, нагрузка на которые возрастала. А то и заставляла эта наращиваемая при движении в тяжелых льдах мощность искать и принимать нетрадицион ные решения возникающих технических вопросов. Ядерная установка не просто ставила ежедневно, ежечасно вопросы, она потребовала новизны подходов к управлению современными систе мами, потому в экипаже атомохода появились люди необычных, если не сказать, неизвестных тогда профессий - инженер-оператор атомной уста новки, инженер службы КИПиА, инженер-дозиметрист, инженер-химик- радиофизик, техник-дезактиватор и другие. Знакомясь с превратностями, или радостями (в жизни ничего не поделишь) работы моряков механико судовой службы, я все-таки долго не мог понять главное в их отношении к своему необычному судну. Особое отношение, несомненно, было, про 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz