Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава пределенности собственной судьбы ни разу не выходил в рейсы на первом атомоходе, но сыграл свою важную и ответственную роль в его техническом обслуживании. Позже работал он и в специальной группе технического надзора за строительством новых атомоходов, занимался вопросами перезарядки и ремонта атомных установок и выведением из эксплуатации закончивших свой срок службы атомных объектов. Рабо­ чая биография этого специалиста и после выхода на пенсию получила необычное продолжение. Сегодня Юрий Васильевич Черногоров явля ­ ется экспертом с российской стороны норвежской неправительствен­ ной экологической организации «Беллона». Позиция независимого эксперта в области использования атомной энер­ гетики в России теперь не вызывает чувства неприятия. Это факт нынеш­ него времени, когда на смену противостоянию «зеленым», а то и агрессив­ ному отторжению сторонами позиций друг друга приходит нормальное деловое взаимодействие, сложившееся еще во времена, когда атомным ле­ докольным флотом оперировало Мурманское морское пароходство. Здесь все логично: чтобы быть прозрачным в своей деятельности для обществен­ ности, необходимо уважать и ее оппонентов. А в 1972 году, когда прово­ дилась первая перезарядка ядерным топливом новых реакторов атомохода «Ленин», Ю.В. Черногоров был ответственным сдатчиком оборудования и главным инженером проекта Центрального конструкторского бюро ма­ шиностроения, командированным из Ленинграда для обеспечения про­ ведения первой ответственной операции на новой установке. Операция оказалась примечательной тем, что специалисты атомохода прошли своео­ бразную проверку на зрелость. Вот рассказ Ю.В. Черногорова: «Перед каждым посещением отсека на атомоходе, пока шла подготовка к выгрузке отработавшего ядерного топлива, с очередной бригадой (их было три) я проводил инструктаж, рассказывал людям, что делается на данный момент, на чертежах пояснял, как технологически обеспечить предстоя­ щую операцию. Все выполнялось более-менее штатно, пока не подошли к операции отвинчивания гаек и снятия крышки реактора. Памятуя, как непросто проходила эта работа на первой установке «ОК-150», многие от­ кровенно нервничали, сильно переживал главный инженер пароходства по атомным установкам Леонид Георгиевич Данилов. К тому же выяснилось, что в техническом задании занижено усилие для подрыва обычно прики­ павшей к корпусу реактора крышки. Мы понимали, что с помощью имеющегося перегрузочного устройства сделать это не удастся... В общем, впереди ожидалось немало неприятных 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz