Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава пределенности собственной судьбы ни разу не выходил в рейсы на первом атомоходе, но сыграл свою важную и ответственную роль в его техническом обслуживании. Позже работал он и в специальной группе технического надзора за строительством новых атомоходов, занимался вопросами перезарядки и ремонта атомных установок и выведением из эксплуатации закончивших свой срок службы атомных объектов. Рабо чая биография этого специалиста и после выхода на пенсию получила необычное продолжение. Сегодня Юрий Васильевич Черногоров явля ется экспертом с российской стороны норвежской неправительствен ной экологической организации «Беллона». Позиция независимого эксперта в области использования атомной энер гетики в России теперь не вызывает чувства неприятия. Это факт нынеш него времени, когда на смену противостоянию «зеленым», а то и агрессив ному отторжению сторонами позиций друг друга приходит нормальное деловое взаимодействие, сложившееся еще во времена, когда атомным ле докольным флотом оперировало Мурманское морское пароходство. Здесь все логично: чтобы быть прозрачным в своей деятельности для обществен ности, необходимо уважать и ее оппонентов. А в 1972 году, когда прово дилась первая перезарядка ядерным топливом новых реакторов атомохода «Ленин», Ю.В. Черногоров был ответственным сдатчиком оборудования и главным инженером проекта Центрального конструкторского бюро ма шиностроения, командированным из Ленинграда для обеспечения про ведения первой ответственной операции на новой установке. Операция оказалась примечательной тем, что специалисты атомохода прошли своео бразную проверку на зрелость. Вот рассказ Ю.В. Черногорова: «Перед каждым посещением отсека на атомоходе, пока шла подготовка к выгрузке отработавшего ядерного топлива, с очередной бригадой (их было три) я проводил инструктаж, рассказывал людям, что делается на данный момент, на чертежах пояснял, как технологически обеспечить предстоя щую операцию. Все выполнялось более-менее штатно, пока не подошли к операции отвинчивания гаек и снятия крышки реактора. Памятуя, как непросто проходила эта работа на первой установке «ОК-150», многие от кровенно нервничали, сильно переживал главный инженер пароходства по атомным установкам Леонид Георгиевич Данилов. К тому же выяснилось, что в техническом задании занижено усилие для подрыва обычно прики павшей к корпусу реактора крышки. Мы понимали, что с помощью имеющегося перегрузочного устройства сделать это не удастся... В общем, впереди ожидалось немало неприятных 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz