Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава восхищение у оппонентов, не было шанса выстоять, открыто признав всю сложность стоявших проблем? Вопрос этот остается риторическим. В 1970 году после замены ядерной энергетической установки атомный ледокол «Ленин» снова вышел на трассы Арктики. Еще пять лет он оста­ вался единственным атомоходом, преодолевавшим ледовые барьеры на Северном морском пути, и опытной плавучей лабораторией по освоению атомной энергетической технологии. Это еще одна примечательная черта первого атомного, которая как-то опускается за частоколом других замет­ ных событий в биографии ледокола. Между тем ни на одном из последую­ щих атомоходов не производилось замены ядерной установки на другую, более совершенную, к тому же изначально двухреакторная «ОК-ЭОО» про­ ектировалась для ледокола иной серии. Вот как оценивал эту модерниза­ цию опытный специалист, в свое время возглавлявший спецгруппу тех­ надзора за строительством атомных ледоколов В.К. Коваленко: «1967 год. Проект 92М - модернизация атомного ледокола «Ленин». Уже не в кор­ пусе, а всего лишь в отсеке корпуса проекта 92, не трогая остальной части ледокола, вместо трех реакторов установки ОК-150 надо было рискнуть и разместить два реактора новой установки ОК-ЭОО большей мощности, которая еще только разрабатывалась. Сделано в 1970 году». Это был своеобразный вызов времени экипажу первого атомного, но кому же еще принимать его - другого коллектива, знающего и научивше­ гося управлять судовой ядерной установкой, в Мурманском морском па­ роходстве, да и в стране просто не было. За прошедшие потом еще долгие 19 лет активной работы ледокола случалось, конечно, всякое, но в принци­ пе именно на «Ленине» была опробована установка, которая удовлетворя­ ла и до сих пор удовлетворяет самым высоким требованиям эксплуатации в тяжелейших арктических условиях. И это главное. «Установка теперь спроектирована таким образом, что обеспечена воз­ можность ремонта любого оборудования. Но самое главное, изменилось сознание ученых, проектантов и эксплуатирующего персонала. Люди осо­ знали, что реактор - это «живой» организм, способный ставить вопросы, которые являются нераскрытой объективной реальностью. И чем раньше будут получены ответы на эти вопросы, тем надежней будет работа реак­ тора», - сказано в научной монографии «Обеспечение ядерной безопас­ ности судов с ЯЭУ», написанной в содружестве эксплуатационниками и учеными А.А. Адриановым, В.А. Беляевым, А.Ю. Ластовцевым. А в завершение рассказа об освоении новой технологии свидетель­ ство еще одного очевидца событий, который по иронии или предо- 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz