Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава отсек. В 1980 году, с помощью А. Следзюка, мне удалось убедить медиков Института гигиены морского транспорта, что симптомов болезни больше нет, и с меня сняли профессиональное заболевание. Со всей ответственностью заявляю, что кроме меня и А. Следзюка, ни кто на атомном ледокольном флоте не получал доз, превышающих разре шенные нормы. Тем более не было массовых облучений». Уже на «Ленине» сложилась система контроля и обеспечения радиа ционной безопасности. Использовали определенный опыт, который был накоплен на атомных подводных лодках. Нужна была именно система, а не какие-то разрозненные измерения и приборы. В нее заложили основ ные задачи обеспечения радиационной безопасности: технологический контроль, контроль газо-аэрозольных выбросов и контроль обитаемо сти, то есть в помещениях судна. Если посмотреть на три мнемосхемы на пульте главного дозиметриста на ЦПУ - центральном посту управ ления на современных атомоходах, аналоге «ленинского» ПЭЖа, - то они до сих пор отражают то, к чему пришли на «Ленине». А в каждом конкретном случае разрабатывается программа проведения той или иной операции, в которой нельзя отрывать технические задачи от за дач радиационного контроля. Продумывается все, что гарантировало бы безопасность: привлечение достаточного количества людей, ограни чение времени пребывания в зоне повышенного радиационного фона, детали самой работы, чтобы уменьшить дозовые нагрузки... В 70-е годы именно на Ленине» был внедрен первый вариант КАРК - комплекса автоматизированного радиационного контроля радиацион ной обстановки, - который разработали специалисты Союзного научно- исследовательского института приборостроения при научном сопрово ждении Лаборатории измерительных приборов Академии Наук (ЛИП АН). Так в то время назывался Курчатовский институт. Естественно, они были тогда частыми гостями на борту атомохода и, советуясь с моряками, выра батывали идеологию радиационного контроля на атомоходах, заключав шуюся в определении количества и мест расположения точек контроля на судне, а также параметров системного контролирования ситуации. В по следующие годы система постоянно совершенствовалась, и только в 2007 году завершились на атомоходах работы по ее привязке к компьютерам и вычислительным машинам. «В 70-е годы решались необычные, а то и внезапно возникавшие задачи, - рассказывает М.П. Филиппов. - Причем нередко решались они волюнта ристским путем, на энтузиазме. Подобным образом многое делалось в те 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz