Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава «По моему, процесс автоматизации управленческих процессов на атом- ном ледокольном флоте у нас пошел не совсем в ту сторону «Полюс» раз били на несколько частей, а они оказались с различными внутренними структурами. Это увеличило время и снизило удобства оперативного об служивания. А «Полюс» был бы лучше. Эту систему широко развернули в 70-х годах, а в 2002-м сумели ее подключить к компьютерам на атомо ходах «Россия», «Советский Союз», «Ямал». Правда, дело шло непросто. Все перетурбации перестройки привели к тому, что была частично потеря на документация —на программное обеспечение, особенно на аппаратно- программном, самом верхнем уровне. Нам пришлось декомпелировать код (то есть преобразовывать машинный код в текст - прим. автора), и с его помощью шли в обратную сторону - вычисляли, где в программе «Полюса» находятся необходимые программные блоки. Колоссальная, но чрезвычайно интересная работа, в процессе которой можно было видеть, насколько далеко смотрел конструктор. Выходцы из «Айсберга», создававшие «Полюс», позднее через ряд ор ганизационных преобразований объединились в НПП «Автоматизиро ванные системы» и развились до такой степени, что автоматика, которую мы развернули на самом последнем атомоходе «50 лет Победы», выглядит просто смешной по сравнению с тем, что они делают сегодня. Представьте, управление передвижной дизель-генераторной установкой сконцентриро вано в маленькой коробочке, где основное место занимает экран, чтобы на глядно представлять процессы. Есть системы, производные от «Полюса», которые сами себя обучают. Запускают такую на режим, первые несколько месяцев за ней следит оператор, а после она может функционировать са мостоятельно, без него. Такой вот искусственный интеллект соорудили...» Что ж, только и остается добавить, что своеобразная эксперименталь ная лаборатория судовой автоматики, впервые развернутая на атомном ледоколе «Ленин», многому научила специалистов на атомоходах новых поколений. Но из этого опыта также видно, что извлечены еще далеко не все его уроки. А значит и по сей день идеи, появившиеся на «Ленине», не утратили своей актуальности. Итак, в 1966 году стало очевидно, что первая ядерная энергетическая установка на атомоходе требует замены на более совершенную. Немалую роль в том, что было принято решение о выводе из эксплуатации и поста новке «Ленина» на модернизацию, сыграл сам экипаж. Об этом вспомина ет В.В. Каратеев: «В период эксплуатации ОК-150 мы не только выявляли 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz