Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава Ветеран атомного флота Владимир Константинович Коваленко кратко и емко сформулировал в своих воспоминаниях саму необычность решав шейся задачи: «1967 год. Проект 92М - модернизация атомного ледокола «Ленин». Уже не в корпусе, а всего лишь в отсеке корпуса проекта 92 и, не трогая остальной части ледокола, вместо грех реакторов установки ОК-150 надо было рискнуть и разместить два реактора новой установки ОК-900 боль шей мощности, которая еще только разрабатывалась». А что касается внедрения новой системы автоматического контро ля, приходилось его совмещать с обеспечением живучести судна. Для киповцев это обеспечение выливалось в работы по консервации преж ней системы контроля, причем морально отжившее оборудование при ходилось ежегодно переосвидетельствовать, обеспечивая не только его сохранность, но и работоспособность. Все потому, что доверие к новой технике еще предстояло завоевать, изо дня в день доказывая ее неоспо римые преимущества. А чудес не бывает: число отказов несовершенной автоматики было пока велико - к радости судовых консерваторов, по просту не веривших в ее будущее. Таких на ледоколе хватало. Техниче ский персонал экипажа естественным образом разделился на скептиков- консерваторов и сторонников нового направления контроля. Так что перед Адриановым и его соратниками стояла триединая задача: научить систему работать, преодолеть психологический порог ее неприятия в каждом «индивидууме-противнике» и донести до всех причастных к делу людей принципы и правила работы с МЦК. «Как сейчас помню, - продолжает рассказ Анатолий Александрович. - Выпадает на пульте сигнал: температура подшипника главной машины, второй носовой, подскочила. Один из вахтенных ПЭЖа немедленно реа гирует: «Да это опять «Полюс» врет». Мне тогда было не под семьдесят как теперь, а всего лишь 27 лет, так что ноги-руки молодые, бегу в носовую часть ледокола, трогаю подшипник, уже рука не терпит - и назад в ПЭЖ. Рассказываю неверующим... Приходилось убеждать, что оператор должен воспринимать информа цию так, как она подается системой. Соответственно, и реакция должна быть - руби машину и лишь затем выясняй, кто и в чем виноват. А на консерваторов давила старая психология: еще неизвестно, что произо шло, а уже причину ищут... В одиночку ее переломить было невозможно. Хорошо, что появились твердые сторонники. Кроме меня, среди киповцев ярым защитником МЦК был Виталий Львович Сушков. А среди меха и в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz