Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава сионалом не в области какой-то конкретной судовой специальности, а в пространстве общего понимания регулирования, управления и защиты всего объекта. Если человек не чувствует зависимости между причиной и следствием, никогда киповцем он не станет, убежден Адрианов. Он может быть хорошим ремонтником, добросовестно выполняя на столе какие-то монтажные или иные работы, но обслуживать систему в целом у него не получится. Здесь надо чувствовать связи... Слушая действительно нелегкие для ума аргументы Адрианова в пользу своей специальности, я и сам начинал искать объяснение, от куда черпает свои истоки профессия автоматчика. До атомной эры был более прямой и непосредственный контакт человека и машины, а теперь появлялась между ними информационная прослойка, возникавшая как следствие сложности управления тонкими невидимыми процессами, происходящими в реакторе и вокруг него. Объем этой информации на столько велик, что одним умом его не охватить, требуется ее машинная обработка с выдачей оператору конечных результатов для принятия правильного управленческого решения. У Анатолия Александровича на этот и другие случаи целый арсенал собственных афоризмов: «Бойся не ту собаку, которая лает, а которая молчит, - просвещал он меня. - Поэтому если в реакторе ничего не дви жется, кроме компенсирующих решеток, это еще ничего не значит. Нужен контроль и еще раз контроль...» На глазах самого Адрианова и при его не посредственном участии произошла информационная революция: от ме ханизации процесса обработки контрольных данных до его почти полной автоматизации. Вот в каком горниле выковывалась профессия киповца. «Начинали мы с того, что называется приборный вариант, - рассказыва ет мой собеседник. - Где-то стоит датчик. С него информация выводится на прибор пульта управления. Иначе говоря, следящая система, которую в действие должен приводить какой-то двигатель. А это механика, кото рая требует постоянного обслуживания: где-то что-то поржавело, поизно силось. В котельной у нас были установлены регуляторы, которые сняли еще с германских судов, полученных по репарации после войны, так и они из строя выходили. А много механики - много людей для ее обслужива ния. В службе КИПиА, когда я в нее пришел, было 18 человек. Приборный вариант был заменен машиной централизованного контроля (МЦК), и нас в службе осталось 13 человек. Сегодня - всего шесть (на атомо ходе «Таймыр» - прим. автора). Так что рождение службы, несмотря на коли чественное ее сокращение, было продиктовано жестокой необходимостью». 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz