Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill /лава Служба КИПиА рождалась на «Ленине», без преувеличения, в му­ ках. Сказывалась инерционность представлений о структуре механико­ судовой части экипажа атомохода, шедшая от непонимания новых управ­ ленческих задач. Как только менялось соответствующее начальство в пароходстве, вновь предпринимались попытки объединить киповцев и электромехаников с извечной кадровой формулировкой «в целях опти­ мизации численности персонала». «Нас если уж и стоило объединять, то скорее с механиками, - поясня­ ет Адрианов. - С электромеханиками общее - только само электричество как несущая часть информации. В наше же заведование попадали еще вода и воздух, механические пружинки всякие, тоже носители информа­ ции. А электромеханики отделялись от нас, в отличие от начальства, с удо­ вольствием, сами же в службу КИПиА не всегда шли с большой охотой. Объяснение простое: наша специальность тупиковая, рабочих дипломов, чтобы уйти под «удобные флаги» (то есть работать на престижных по раз­ меру зарплаты судах загранплавания - прим. автора), не дают...» Сам Адрианов перешел в киповцы от однообразия работы. Надоело не­ сти монотонную вахту за пультом оператора в посту энергетики и живуче­ сти. Мощность установки тогда регулировали с помощью подачи воды в парогенераторы. Крутишь ручки - то больше, то меньше воды поступает. Может, и некорректное сравнение - словно вентиля умывальника кру­ тишь... Только и слышно, как журчит вода через дросселя под давлением. Ее так и называли - «вода управления»... На атомоход он пришел с кафедры радиоэлектроники физического фа­ культета Днепропетровского государственного университета. В 1963 году туда поступил запрос из Мурманского пароходства на двух специалистов. Пришлось выдержать «бой» на кафедре - отпускать не хотели, но ведь открывалась такая заманчивая перспектива работы - не где-нибудь, на первом в мире атомном ледоколе. А оказалось... Особенно тяжело дава­ лась утренняя вахта, с четырех часов, настоящая пытка - однообразное журчание воды после веселого вечера в компании сверстников. В киповцы молодого электронщика взяли с охотой, хотя был конкурс по 3 -4 человека на место. Сказалось, видимо, и то, что молодой специ­ алист, только в июне пришедший на ледокол, в ноябре уже заступил на вахту старшим инженером - оператором. Но для него самого переход в новую службу значил нечто иное. Атомная установка - этот новый ис­ точник энергии - предъявляла более глубокие требования к своей экс­ плуатации в сравнении с остальными. Надо было стать сильным профес- 1 1 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz