Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава вич. - Здесь отрабатывались все операции с ядерной установкой, которые потом воспроизводились на знаменитой К-3. Нас сам Александров пригла­ сил туда после того, как на одной из лодок случилось, что на асинхронном двигателе, приводящем в действие компенсирующую решетку, которая из­ меняет реактивность (количество делений атомов урана - прим. автора), оказались перепутанными контакты. Когда оператор установки переклю­ чил управление решеткой на движение вниз, она пошла наоборот - вверх. Случись подобное на мощности реактора, грозили бы большие неприятно­ сти. К счастью, ядерных взрывов на водо-водяных реакторах, применяю­ щихся у нас, ни разу не было, хотя тепловые случались. В самой физике такого реактора заложены отрицательные обратные связи. Если реактор набирает предельную мощность, его реактивность сама собой начинает уменьшаться. Даже если он выйдет из-под контроля, защита сработает и передаст сигнал на исполнительные органы аварийной защиты - произой­ дет сброс стержней АЗ и глушение аппарата. Но если, не понимая сути дела, электромеханики перепутают концы приводов, как это случилось на лодке, аварийная ситуация возникнет тогда, когда ее не ожидают. ...Анатолий Петрович Александров решил принять экзамен буквально у всех операторов, которые готовились занять место у пультов управле­ ния установкой. На «Ленине» в этот перечень попали электромеханики и начальники смен. А мы прошли к тому времени лишь самостийные кур­ сы, которые организовал Следзюк. На шестимесячные курсы в Обнинске электромехаников вообще не посылали, считалось, что это им не надо. Нам еще повезло, что Анатолий Петрович проявил инициативу и прика­ зал Следзюку свозить в Обнинск «стариков» - самых опытных из моря­ ков для обкатки. А тут экзамен, да еще с участием многих главных кон­ структоров атомохода по специальностям. «Прошерстили» мы не только установку, весь ледокол... Я начинал говорить, кто-то возражал, возникал диспут, а Александров внимательно слушал. Так заработал свою «пятер­ ку» за знания, которые потом очень пригодились...» Внедрение атомной технологии на судне было бы невозможно без ка­ чественного прорыва в управлении системами и механизмами. «Такого управления вообще тогда не существовало, - считает Анатолий Алексан­ дрович Адрианов, в прошлом работавший на «Ленине», а ныне являющий­ ся начальником службы контрольно-измерительных приборов и автома­ тики (КИПиА) на атомоходе «Таймыр». - Получалось, мы и неведомую самим профессию осваивали». i n

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz