Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава Эмпирически собранные данные повлияли и на совершенствование электроэнергетической, гребной установок последующих ледоколов. Так отказались от принятой конструкторами на «Ленине» английской схемы гребной установки, взятой в свою очередь с дизель-электрохода «Лена», в пользу отечественной электросиловской, работавшей более плавно, что было очень важно при взаимодействии винта со льдом, доходившего до заклинивания, но при этом аварийная защита гребной установки без дей ствительной необходимости не срабатывала. Как уже говорилось, срабатывание аварийной защиты реакторов в первые годы эксплуатации «Ленина» случалось довольно часто. И в со стоянии постоянного напряжения жил и работал экипаж. Особенно много хлопот доставляли ситуации, когда в результате срабатывания АЗ реактор мог попасть в так называемую йодную яму, что затрудняет вывод реактора на мощность. Удавалось избежать этой неприятной ситуации благодаря профессионализму и мастерству в управлении атомной установкой опе раторов М.Я. Семина, В.И. Соколова. Михаил Яковлевич Семин был немногословный и внешне очень мяг кий и тихий человек, но при этом механики его очень слушали и уважали. А многолетний куратор проекта судовой ядерной установки от Курчатов ского института атомной энергии Николай Сидорович Хлопкин, по вос поминаниям Домахина, строил версии и гипотезы, отчего срабатывание АЗ случается столь часто. По его мнению, в реакторе происходили про цессы, порождавшие температурную нестабильность, оборачивавшуюся срабатыванием системы аварийной защиты. Но это были предположения, требовавшие глубокой теоретической и экспериментальной проработки, а сейчас надо было обеспечить, прежде всего, безопасную эксплуатацию установки. Вопрос был первостепенный, иначе не только бы пострадали люди и ледокол, а была бы дискредитирована сама идея мирного исполь зования атомной энергии. Об этом беспрестанно думал и академик Анато лий Петрович Александров. Именно из опасения за безопасность ядерной установки он не поддержал в 1977 году идею первого рейса на Северный полюс атомного ледокола «Арктика». В памяти Игоря Алексеевича Домахина крепко запечатлелся экзамен на знание ядерной установки, который пришлось ему сдавать самому академику Александрову незадолго до первого пуска реакторов атомо хода «Ленин». «В Обнинске был построен в сухом ангаре полноразмерный аналог двух отсеков первой атомной подводной лодки, - рассказывал Игорь Алексее 1 ю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz