Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава Эмпирически собранные данные повлияли и на совершенствование электроэнергетической, гребной установок последующих ледоколов. Так отказались от принятой конструкторами на «Ленине» английской схемы гребной установки, взятой в свою очередь с дизель-электрохода «Лена», в пользу отечественной электросиловской, работавшей более плавно, что было очень важно при взаимодействии винта со льдом, доходившего до заклинивания, но при этом аварийная защита гребной установки без дей­ ствительной необходимости не срабатывала. Как уже говорилось, срабатывание аварийной защиты реакторов в первые годы эксплуатации «Ленина» случалось довольно часто. И в со­ стоянии постоянного напряжения жил и работал экипаж. Особенно много хлопот доставляли ситуации, когда в результате срабатывания АЗ реактор мог попасть в так называемую йодную яму, что затрудняет вывод реактора на мощность. Удавалось избежать этой неприятной ситуации благодаря профессионализму и мастерству в управлении атомной установкой опе­ раторов М.Я. Семина, В.И. Соколова. Михаил Яковлевич Семин был немногословный и внешне очень мяг­ кий и тихий человек, но при этом механики его очень слушали и уважали. А многолетний куратор проекта судовой ядерной установки от Курчатов­ ского института атомной энергии Николай Сидорович Хлопкин, по вос­ поминаниям Домахина, строил версии и гипотезы, отчего срабатывание АЗ случается столь часто. По его мнению, в реакторе происходили про­ цессы, порождавшие температурную нестабильность, оборачивавшуюся срабатыванием системы аварийной защиты. Но это были предположения, требовавшие глубокой теоретической и экспериментальной проработки, а сейчас надо было обеспечить, прежде всего, безопасную эксплуатацию установки. Вопрос был первостепенный, иначе не только бы пострадали люди и ледокол, а была бы дискредитирована сама идея мирного исполь­ зования атомной энергии. Об этом беспрестанно думал и академик Анато­ лий Петрович Александров. Именно из опасения за безопасность ядерной установки он не поддержал в 1977 году идею первого рейса на Северный полюс атомного ледокола «Арктика». В памяти Игоря Алексеевича Домахина крепко запечатлелся экзамен на знание ядерной установки, который пришлось ему сдавать самому академику Александрову незадолго до первого пуска реакторов атомо­ хода «Ленин». «В Обнинске был построен в сухом ангаре полноразмерный аналог двух отсеков первой атомной подводной лодки, - рассказывал Игорь Алексее­ 1 ю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz