Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава ства, чтобы отстоять ее в дискуссии с вышестоящим начальством, а там всячески тормозили перспективное усовершенствование. На атомоходе «Сибирь» уже были подготовлены места для размещения установки пнев­ мообмыва, так нет - опять кто-то сверху затормозил решение. Лишь на «России» пневмообмыв заработал и сразу продемонстрировал очевидные уже для арктических мореплавателей огромные преимущества. За всеми этими драматическими спорами и допущенными ошибками просматривается весьма важный вывод. Есть вопросы конструирова­ ния и строительства атомоходов (и не только их), где эмпирический опыт играет решающую роль при выборе оптимального решения, об­ разно говоря, эмпирика оказывается сильнее чистой теории. И именно в этих вопросах нужно особенно прислушиваться к мнению эксплуа­ тационников - не претензии на роль проектировщиков ими движут, а повседневное противоборство со слепой и неумолимой природной сти­ хией. Мне, например, не от одного из моряков-ледокольщиков, и су­ доводителей, и технических специалистов доводилось слышать, что к числу таких вопросов относится рассмотренный выше выбор формы и обводов корпуса атомохода «Ленин». Сколько расчетов ни делали, а современная практика показывает, что все постепенно возвращается к форме корпуса ледокола, предложенной еще в позапрошлом веке адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым при строительстве первого арктического линейного ледокола «Ермак». Впрочем, не будем далеко уходить и от опыта первых лет эксплуатации атомного ледокола «Ленин». Никакие электронно-вычислительные ма­ шины, компьютеры и прочая «умная» техника, которой тогда еще и было мало, не смогли бы заменить эмпирических исследований на «Ленине», благодаря которым были найдены оптимальные параметры эксплуатации атомной паропроизводительной установки для новых атомоходов. К числу таких экспериментально прояснявшихся вопросов относилось определение длительности парового выбега при срабатывании аварийной защиты реактора. Если попытаться проще сформулировать задачу, то речь шла об инерции в работе АППУ: после глушения реактора важно точно определить, как долго будет сохраняться давление пара в главном паро­ проводе, необходимое для работы вспомогательных турбогенераторов. Если остаточный паровой выбег длителен, то успеют запуститься аварий­ ные дизель-генераторы. Опыт эксплуатации «Ленина» дал ориентировку проектантам о надежности и длительности парового выбега, это было взя­ то в расчет на новых атомоходах. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz