Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава ником последней арктической зимовки, когда ледоколы «Воронин», «Бе­ лоусов» и «Сибиряков» вывели все суда из пролива Вилькицкого, а сами выйти не смогли - были поломаны винты. Дело шло к тому, что ледоколы могли начать дрейфовать в сторону Полюса. Топлива не было, этот вопрос всегда вставал первым. А холодная зимовка - это тлеющие камельки и за­ глохшее электрооборудование, которое весной не заведешь...» На первенце нового поколения атомных ледоколов - «Арктике» - многое было уже по-иному. С мнением эксплуатационников теперь считались при проектировании и строительстве атомохода. Позицию Мурманского морского пароходства представлял А.К. Следзюк, воз­ главивший спецгруппу технического надзора. В руководящую тройку также входил представитель Балтийского завода, куда переместилось строительство атомных ледоколов, интересы проектантов - ЦКБ «Айс­ берг» - как правило, представлял Р.Ю. Фрейман, опытный, авторитет­ ный конструктор и очень деликатный человек. Впрочем, несмотря на общность конечной цели, и в этом триумвирате нередко кипели стра­ сти, за что в народе его прозвали бермудским треугольником. И все же открытое, пусть и нелицеприятное обсуждение технических вопросов было лучше и полезнее для дела, чем кулуарные решения. Даже когда перепалка сторон достигала наивысшего градуса кипения. Старший помощник капитана на строительстве ледокола, а впослед­ ствии капитан атомоходов «Арктика» и «Россия» Анатолий Алексеевич Ламехов вспоминал, что некоторые заводские прорабы и мастера его просто на дух не переносили, поскольку знали, что акты о выполненной с браком работе он ни за что не подпишет. Но и Стойкости моряков, по опыту «Ленина» знавших, что недоработки и просчеты, допущенные на строительстве, им же устранять потом в рейсах, не всегда было достаточно. На одном высоком совещании капитану Кучиеву и старпому Ламехову в лицо бросили: «Капиталистической пропагандой занимаетесь...» На дворе был, конечно, не 37-й год, но заработать подобный отзыв за новое техни­ ческое предложение было очень неприятно. А предлагали они внедрить на атомоходе систему пневмообмыва, значительно снижающую трение ледокола об лед и облипание его бортов льдом и снегом. Идея-то, что на­ зывается, витала в воздухе. Впервые мурманские моряки-ледоколыцики увидели ее в действии на Балтике, где финское транспортное судно уве­ ренно обходило во льдах даже ледоколы. Потом систему пневмообмыва испытывали на новом дизель-электрическом ледоколе «Ермак», но, как считают моряки Мурманского пароходства, капитан не проявил муже­ 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz