Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава А противоречия, определившие непростую историю первого атомного, объективно были. По мнению Домахина, узел проблем туго затягивался вокруг ледокола оттого, что проектировали и создавали уникальное судно, в основном, сухопутные люди. Эксплуатационников подключили к про цессу довольно поздно. Потому что слишком поздно был снят гриф се кретности с проекта. В общем, как ни посмотреть, а Система, скрывавшая до поры до времени свои сильные и слабые стороны в интересах противо стояния идеологическому противнику, и здесь наложила отпечаток. «Никогда не забуду переживаний Василия Ивановича Неганова, глав ного конструктора «Ленина», - вспоминает Домахин. - Мы стояли в ходовой рубке рядом —он меня знал по всяким совещаниям. Шли па раллельные испытания атомохода и дизель-электрического ледоко ла «Ленинград» на енисейской ледовой перемычке. Несмотря на почти двукратное преимущество в мощности атомоход не смог вырвать пре имущество при движении ледоколов во льду параллельными курсами. «Интуиция нас подвела по корпусу», - заметил тогда, не скрывая волне ния, главный конструктор». Подвела не только интуиция, но и амбиции высоких государственных чиновников. Еще при проектировании атомохода специалисты Аркти ческого и Антарктического института, при своих весьма ограниченных средствах, но с лучшим в мире опытовым бассейном в подвале Шереме тьевского дворца, сделали весьма скептическое заключение о достоин ствах корпуса будущего атомохода. В частности, сомнения вызывала при нятая конструкторами форма носа ледокола. Когда макет судна с этим носом протащили в опытовом бассейне, предположения подтвердились. Но решение принималось на уровне министерств, а их вес определялся количеством денег, выделяемых правительством для строительства своих кораблей. Говорят, возобладало мнение судостроителей военно-морского флота, а не Минморфлота. Кстати, параметры корпуса того же ледокола «Ленинград» финской постройки испытывались именно в опытовом бас сейне ААНИИ, где сумели смоделировать критерии подобия реального льда на основе примененного парафина. Финны к рекомендациям ленин градских ученых прислушались... «И все-таки проект первого атомохода оправдан уже потому, что хоть и не совсем удачен по ледопроходимости, по автономности плавания он не имел себе равных, сводя почти к нулю риск оказаться во льдах обез движенным, - подытоживает рассказанное Игорь Алексеевич Домахин. - А я знаю, что такое зимовать в Арктике. В 1957 году довелось стать участ- юб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz