Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава Домахину принадлежит идея схемы бесперебойного электроснабже ния электромагнитных муфт привода аварийной защиты. Представите лем оперативной группы ЦКБ-15 предложение было встречено в штыки. В спорах прошла неделя, а ЦКБ-15 стояло на своем, упирая на опыт экс плуатации установок, предназначенных для атомных подводных лодок. Снова совещание на борту ледокола, ничем не закончившееся. А через два дня один из командированных зашел в каюту Игоря Алексеевича, по ложил перед ним кем-то детально прописанную домахинскую схему, со ставленную уже от имени ЦКБ, и предложил завизировать. Несмотря на то, что был тогда Игорь Алексеевич лишь дублером старшего инженера- электромеханика, «парламентера» он из каюты выгнал... На следующий день было принято коллегиальное решение: пред ложенную схему опробовать. Весь день со слесарем Адмиралтейского завода они собирали ее и подключили лишь поздно вечером. На утро было назначено выведение реакторов на мощность. Первым неприят ную новость Домахину принес И.С. Драбкин, строитель с Адмиралтей ского завода, страстно поддерживавший его в затяжных спорах. На этот раз на лице его была растерянность и вопрос: что делать? При выходе на мощность появились недопустимые провалы напряжения на элек тромагнитных муфтах АЗ. От неожиданности Домахин не знал, куда себя деть: еще вчера всем доказывал очевидность своего предложения - и что говорить теперь... К счастью, эмоции не захлестнули трезвый расчет. Его осенило: нужно ввести в схему дроссель, который бы стабилизи ровал ток нагрузки. На решение внезапно свалившейся новой задачи ушли не только день, но и вся ночь. А утро принесло долгожданный ре зультат: схема питания электромагнитов АЗ заработала без замечаний. С тех пор она применяется на всех атомных ледоколах и вошла в анналы электротехники как схема бесперебойного питания аппаратуры. В том же шестидесятом году Игорю Алексеевичу пришлось столкнуть ся еще с одной непростой ситуацией, хотя оппонентов у него на этот раз вообще не было. Представители Харьковского электромеханического за вода, на котором были изготовлены главные генераторы для гребной элек трической установки, незамедлительно прибыли на атомоход, когда по лучили сообщение о снижении сопротивления электрической изоляции машин. Как устранить неисправность без вывода ледокола из эксплуата ции, никто не знал. После обсуждения ситуации, опробования немногих предложенных вариантов решения проблемы представители завода, при знав безуспешность всех попыток, сдались и уехали. Все шло к досрочно 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz