Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава Домахину принадлежит идея схемы бесперебойного электроснабже­ ния электромагнитных муфт привода аварийной защиты. Представите­ лем оперативной группы ЦКБ-15 предложение было встречено в штыки. В спорах прошла неделя, а ЦКБ-15 стояло на своем, упирая на опыт экс­ плуатации установок, предназначенных для атомных подводных лодок. Снова совещание на борту ледокола, ничем не закончившееся. А через два дня один из командированных зашел в каюту Игоря Алексеевича, по­ ложил перед ним кем-то детально прописанную домахинскую схему, со­ ставленную уже от имени ЦКБ, и предложил завизировать. Несмотря на то, что был тогда Игорь Алексеевич лишь дублером старшего инженера- электромеханика, «парламентера» он из каюты выгнал... На следующий день было принято коллегиальное решение: пред­ ложенную схему опробовать. Весь день со слесарем Адмиралтейского завода они собирали ее и подключили лишь поздно вечером. На утро было назначено выведение реакторов на мощность. Первым неприят­ ную новость Домахину принес И.С. Драбкин, строитель с Адмиралтей­ ского завода, страстно поддерживавший его в затяжных спорах. На этот раз на лице его была растерянность и вопрос: что делать? При выходе на мощность появились недопустимые провалы напряжения на элек­ тромагнитных муфтах АЗ. От неожиданности Домахин не знал, куда себя деть: еще вчера всем доказывал очевидность своего предложения - и что говорить теперь... К счастью, эмоции не захлестнули трезвый расчет. Его осенило: нужно ввести в схему дроссель, который бы стабилизи­ ровал ток нагрузки. На решение внезапно свалившейся новой задачи ушли не только день, но и вся ночь. А утро принесло долгожданный ре­ зультат: схема питания электромагнитов АЗ заработала без замечаний. С тех пор она применяется на всех атомных ледоколах и вошла в анналы электротехники как схема бесперебойного питания аппаратуры. В том же шестидесятом году Игорю Алексеевичу пришлось столкнуть­ ся еще с одной непростой ситуацией, хотя оппонентов у него на этот раз вообще не было. Представители Харьковского электромеханического за­ вода, на котором были изготовлены главные генераторы для гребной элек­ трической установки, незамедлительно прибыли на атомоход, когда по­ лучили сообщение о снижении сопротивления электрической изоляции машин. Как устранить неисправность без вывода ледокола из эксплуата­ ции, никто не знал. После обсуждения ситуации, опробования немногих предложенных вариантов решения проблемы представители завода, при­ знав безуспешность всех попыток, сдались и уехали. Все шло к досрочно­ 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz