Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава проектирования? Вопрос в чем-то, вероятно, риторический, ибо история, как известно, не имеет сослагательного наклонения, а неисследованное и непознанное зачастую только и преодолевается методами пробы, экспе римента. Вопрос тут скорее в другом: идти по пути чистого эксперимен та, как это было, например, у японских специалистов морской атомной энергетики, построивших свей единственный атомоход «Муцу», ядерная установка которого прошла экзамен на надежность с огромными труд ностями и заработала в штатном режиме лишь через пятнадцать лет по сле создания, - или совмещать научный поиск с эксплуатацией объекта в практических целях, на что делали ставку при создании американского судна «Саванна» или немецкого «Отто Ган», где дела обстояли успешнее, но экономическая составляющая возобладала над интересами дальней шей эксплуатации судов. В случае первого атомного ледокола «Ленин» данной альтернативы у Советского Союза не было: развитие Арктики потребовало качественно новой технологии преодоления льдов на отече ственных трассах Северного морского пути, и сам бурный промышлен ный и экономический рост перспективного, но труднодоступного регио на продиктовал и, думается, даже подстегнул развитие судовой атомной энергетики в 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века. И все же вопрос оста ется. В поисках ответа на него мы проговорили не один час с Игорем Алексеевичем Домахиным, которому коллеги во время празднования 30-летия уже атомохода «Арктика» присвоили неофициальное, но оттого не менее почетное звание Патриарха атомного флота. «В 1960 году остро стояла еще одна проблема. По ряду причин ча сто срабатывала аварийная защита, - рассказывает Игорь Алексее вич. - Представители ЦКБ -15 настаивали на создании двух эшелонов по электричеству и двух эшелонов по пару. Казалось бы, необходимое энергетическое обеспечение непрерывности работы установки в про ектном варианте очевидно, но рационален ли этот подход? Под руковод ством Следзюка мы пришли к своей концепции: должен быть эшелон по электрообеспечению и единое кольцо по пару. Надо сказать, поначалу встретили серьезное сопротивление со стороны проектанта, но рассуди ла сама жизнь: при нашей схеме число случаев срабатывания аварийной защиты, а оно тогда измерялось десятками, стало меньше. И в конечном итоге со схемой, разработанной эксплуатационниками, проектанты со гласились и на «Ленине», и на последующих атомоходах. Но даже не споры, а сама практика заставляла нас дорабатывать собственные под ходы. И как правило, в самом экстренном порядке...» ю з
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz