Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава проектирования? Вопрос в чем-то, вероятно, риторический, ибо история, как известно, не имеет сослагательного наклонения, а неисследованное и непознанное зачастую только и преодолевается методами пробы, экспе­ римента. Вопрос тут скорее в другом: идти по пути чистого эксперимен­ та, как это было, например, у японских специалистов морской атомной энергетики, построивших свей единственный атомоход «Муцу», ядерная установка которого прошла экзамен на надежность с огромными труд­ ностями и заработала в штатном режиме лишь через пятнадцать лет по­ сле создания, - или совмещать научный поиск с эксплуатацией объекта в практических целях, на что делали ставку при создании американского судна «Саванна» или немецкого «Отто Ган», где дела обстояли успешнее, но экономическая составляющая возобладала над интересами дальней­ шей эксплуатации судов. В случае первого атомного ледокола «Ленин» данной альтернативы у Советского Союза не было: развитие Арктики потребовало качественно новой технологии преодоления льдов на отече­ ственных трассах Северного морского пути, и сам бурный промышлен­ ный и экономический рост перспективного, но труднодоступного регио­ на продиктовал и, думается, даже подстегнул развитие судовой атомной энергетики в 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века. И все же вопрос оста­ ется. В поисках ответа на него мы проговорили не один час с Игорем Алексеевичем Домахиным, которому коллеги во время празднования 30-летия уже атомохода «Арктика» присвоили неофициальное, но оттого не менее почетное звание Патриарха атомного флота. «В 1960 году остро стояла еще одна проблема. По ряду причин ча­ сто срабатывала аварийная защита, - рассказывает Игорь Алексее­ вич. - Представители ЦКБ -15 настаивали на создании двух эшелонов по электричеству и двух эшелонов по пару. Казалось бы, необходимое энергетическое обеспечение непрерывности работы установки в про­ ектном варианте очевидно, но рационален ли этот подход? Под руковод­ ством Следзюка мы пришли к своей концепции: должен быть эшелон по электрообеспечению и единое кольцо по пару. Надо сказать, поначалу встретили серьезное сопротивление со стороны проектанта, но рассуди­ ла сама жизнь: при нашей схеме число случаев срабатывания аварийной защиты, а оно тогда измерялось десятками, стало меньше. И в конечном итоге со схемой, разработанной эксплуатационниками, проектанты со­ гласились и на «Ленине», и на последующих атомоходах. Но даже не споры, а сама практика заставляла нас дорабатывать собственные под­ ходы. И как правило, в самом экстренном порядке...» ю з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz