Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава Вспоминает Анатолий Адрианов: «Было подозрение, что образовалась течь в месте расположения тер­ мометра сопротивления. А как проникнуть сквозь биологическую и си­ ловую защиту реактора... Словно подводники, но наоборот - опускали внутрь перископ, пытаясь выяснить, где течет. Определились, что про­ блема в небольшом колечке - прокладке, прохудившейся под давлением. Но чтобы подобраться к ней, надо было демонтировать привода системы управления защиты, вскрыть крышку реактора и вытащить этот злос­ частный термометр. А потом химик наш - «золотые руки» Олег Филип­ пов - делал анализ состава этой прокладки. Варим в судовых условиях нужный сплав, делаем новое колечко и собираем все оборудование по той же схеме, что разбирали...» В те первые шесть навигаций атомохода мелочи технического порядка выползали на установке отовсюду и требовали почти немедленного вме­ шательства специалистов. И как ни кощунственно звучит теперь, хорошо, что они выползали, иначе новая атомная паропроизводительная установ­ ка «ОК-ЭОО», до сих пор верой и правдой служащая атомному ледоколь­ ному флоту, повторяла бы недочеты своей предшественницы. Отдадим должное советской науке, конструкторам и создателям, в кратчайшие сроки сумевшим разработать новые транспортные атомные реакторы и системы, обеспечивавшие их эксплуатацию в аномально­ непривычных режимах. Но смоделировать арктические условия, в ко­ торых происходило испытание техники, даже наука с производством не могли, а случалось, они пасовали перед техническими головолом­ ками, которые в конечном счете преодолевали сами моряки. Не пото­ му, что были умнее и грамотнее, просто отступать им было некуда, как на последнем рубеже обороны. Кстати, не просто «держали удар», а с пользой для той же науки. Главный инженер-механик, а затем руководитель спецгруппы технадзо­ ра за строительством атомных ледоколов Александр Калинович Следзюк свою кандидатскую диссертацию посвятил самой больной проблеме - ре­ монта и эксплуатации парогенераторов, на механике атомных установок защищались Владимир Васильевич Каратеев, Станислав Иванович До­ ждиков, на автоматике атомоходов - Анатолий Александрович Адрианов... А также другие моряки и береговые работники гражданского атомного флота, благодаря которым стал возможен этот рассказ. И все же вопрос остается: можно ли было избежать каких-то просче­ тов в конструировании атомохода и его силовой установки еще на этапе Ю 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz