Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава на второй день после возвращения в порт экстренно вылетал в Москву, кому и что докладывал о результатах рейса. А надо сказать, умел Борис Макарович хранить тайну - так, как он ее понимал, - и через десятилетия. Лишь на торжествах по юбилейным датам - для «Ленина» был установ лен пятигодовой цикл праздников - капитан прилюдно докладывал не только об эксплуатационных итогах, но и технических результатах. Известно, что большое видится на расстоянии. На научно-практичес- кой конференции в Институте атомной энергии имени И.В. Курчатова, посвященной 25-летию атомного ледокола «Ленин», именно капитан Соколов обозначил две острейшие технические проблемы, которые пре следовали атомоход в годы его плаваний с первой ядерной энергетиче ской установкой: «Слабым местом у АППУ «СЖ-150» оказались трубчатка парогенерато ров из-за хлорной коррозии и нихромовые рубашки в главных циркуля ционных насосах. С негерметичностью ПГ (парогенераторов - прим. автора) мы оказались вынужденными познакомиться еще в период ходовых испытаний, - до кладывал Борис Макарович высокой научной общественности, - а затем с этим явлением сталкивались по нескольку раз за навигацию. Уходя из Мурманска в технически исправном состоянии, через месяц работы или полтора приходилось, как правило, снижать мощность и работать на 30, а то и 20 тысячах лошадиных сил на винтах, вместо имеемых в начале 40 тысячах лошадиных сил. За давностью времени не могу сказать, сколько раз выходили из строя парогенераторы и главные циркуляционные насосы, одно могу сказать, это случалось ежегодно и неоднократно». «Прав был адмирал Риковер - большей проблемы у нас не будет, чем с парогенераторами, - рассказывает Игорь Алексеевич Домахин. - В одном он ошибся: установка хоть и плохо, но работала, причем во льдах». Парогенераторы напоминали огромные бочки, для замены которых тре бовалось, по выражению Домахина, разрушить полпарохода. Приходилось разбирать настил в отсеке, снимать тяжелую металлобетонную биологи ческую защиту, отсоединять подводящие трубопроводы, отрезать крепеж, и много еще чего приходилось. И это в условиях высокого радиационного фона. Случалось всякое. В первом контуре имелись задвижки, которые использовались для отсечения петли теплосъема в случае повреждения парогенератора или главного циркуляционного насоса. При ремонте ни как не получалось демонтировать выемную часть задвижки. И когда пере- 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz