Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава покров из смерзшегося снега и ледяной крошки. Пробили ломом - из-подо льда устремился воздух. Причина найдена, но как предотвратить образо вание льда в верхней части ледовых ящиков? Подавать туда пар? Очень много надо подавать - такой возможности нет. Второй механик Геннадий Николаевич Пименов предложил: - Можно провести «времянку» со слива конденсаторов вспомогатель ных турбин непосредственно к верхней части ледового ящика. Вода на сливе имеет температуру порядка 10 градусов, она не даст намерзать льду. Сделали «времянку». Эффект был, хотя через временный шланг уда лось подать недостаточно воды. Во время ближайшего ремонта на базе смонтировали трубопроводы, позволяющие подать в верхнюю часть ящиков весь слив охлаждающей воды от вспомогательных турбин, и это решило проблему. Александр Калинович поручил двум молодым специа листам - Рукше и Пименову разработать проект модернизации ледовых ящиков, которую можно провести в условиях дока. Они разработали та кой проект, и главный добился его реализации, а в дальнейшем рекомен довал для других атомоходов». Черта, подкупающая в ветеранах первого атомного, а впрочем, и не только из этого экипажа, разносторонность познаний, а если образно вы разиться, техническая интеллигентность. С кем вам ни доведется говорить - электромехаником, физиком, ки- повцем, инженером службы радиационной безопасности или с судоводи телем - про техническую начинку ледокола расскажет любой, пусть не досконально, но все же со знанием дела, причем расскажет не сухо и без лично, а с уважением к самой технике и управляющим ею людям. Так уж здесь заведено, что инженерно-технические специалисты после института проходят путь к должности, на которую учились, начиная с самой рядовой ступеньки - мастера, техника... Да потом еще раз в пять лет подтверждают уровень своих знаний на курсах в тренажерном центре. Подсчитано, что и капитанами атомоходов становятся, за редким исключением, не раньше, чем через пятнадцать лет после морского училища. И капитан при необ ходимости на техсоветах имеет не менее авторитетный голос, чем другие. Капитану Борису Макаровичу Соколову на первом атомном особая роль отводилась не только в экипаже, как и положено по должности, но и в от ношениях с вышестоящим начальством. Эта сторона его деятельности, на верное, так и останется тайной за семью печатями: и автору этих строк, и своим самым близким коллегам Соколов никогда не рассказывал, зачем 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz