Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава покров из смерзшегося снега и ледяной крошки. Пробили ломом - из-подо льда устремился воздух. Причина найдена, но как предотвратить образо­ вание льда в верхней части ледовых ящиков? Подавать туда пар? Очень много надо подавать - такой возможности нет. Второй механик Геннадий Николаевич Пименов предложил: - Можно провести «времянку» со слива конденсаторов вспомогатель­ ных турбин непосредственно к верхней части ледового ящика. Вода на сливе имеет температуру порядка 10 градусов, она не даст намерзать льду. Сделали «времянку». Эффект был, хотя через временный шланг уда­ лось подать недостаточно воды. Во время ближайшего ремонта на базе смонтировали трубопроводы, позволяющие подать в верхнюю часть ящиков весь слив охлаждающей воды от вспомогательных турбин, и это решило проблему. Александр Калинович поручил двум молодым специа­ листам - Рукше и Пименову разработать проект модернизации ледовых ящиков, которую можно провести в условиях дока. Они разработали та­ кой проект, и главный добился его реализации, а в дальнейшем рекомен­ довал для других атомоходов». Черта, подкупающая в ветеранах первого атомного, а впрочем, и не только из этого экипажа, разносторонность познаний, а если образно вы­ разиться, техническая интеллигентность. С кем вам ни доведется говорить - электромехаником, физиком, ки- повцем, инженером службы радиационной безопасности или с судоводи­ телем - про техническую начинку ледокола расскажет любой, пусть не досконально, но все же со знанием дела, причем расскажет не сухо и без­ лично, а с уважением к самой технике и управляющим ею людям. Так уж здесь заведено, что инженерно-технические специалисты после института проходят путь к должности, на которую учились, начиная с самой рядовой ступеньки - мастера, техника... Да потом еще раз в пять лет подтверждают уровень своих знаний на курсах в тренажерном центре. Подсчитано, что и капитанами атомоходов становятся, за редким исключением, не раньше, чем через пятнадцать лет после морского училища. И капитан при необ­ ходимости на техсоветах имеет не менее авторитетный голос, чем другие. Капитану Борису Макаровичу Соколову на первом атомном особая роль отводилась не только в экипаже, как и положено по должности, но и в от­ ношениях с вышестоящим начальством. Эта сторона его деятельности, на­ верное, так и останется тайной за семью печатями: и автору этих строк, и своим самым близким коллегам Соколов никогда не рассказывал, зачем 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz