Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава лет своей деятельной жизни отдавший атомному ледокольному флоту. А потому с его согласия и с его помощью сделаем экскурс в историю: «...ледовые ящики (ЛЯ) появились на первом отечественном ледоколе «Ермак», спроектированном под руководством С.О. Макарова и постро енном в 1898 г. на верфях Англии. Незначительная мощность ледокола (7,5 тыс. л.с. по проекту и 10 тыс. л.с. после модернизации, котельная уста новка на угле), ограничение времени навигации летне-осенним периодом не предъявляли высоких требований к ЛЯ, однако талантливый конструк тор заложил в их конструкцию идеи, которые, в основном, удовлетворяют современным требованиям к ЛЯ. Ледовый ящик ледокола «Ермак» - это круглая цистерна диаметром около 1 метра, верхняя часть которой находилась над ватерлинией. Вода на прием циркуляционного насоса поступала из нижней части цистерны, а отвод воды за борт после охлаждения конденсаторов осуществлялся через сливные отверстия, расположенные выше ватерлинии... При не обходимости теплая сливная вода подавалась в верхнюю часть ЛЯ по касательной, что создавало вихревое движение воды. Лед и снег, имея плотность меньше, чем плотность воды, скапливались в приосевой части ящика. Интенсивное перемешивание способствовало быстрому таянию льда, выделяемый при таянии воздух без труда покидал ЛЯ. Конечно, можно с уверенностью сказать, что такой ледовый ящик не смог бы обе спечить работу ледокола с атомной установкой, да еще в зимних услови ях, однако выполнение требований к ЛЯ с применением новых конструк тивных решений позволило бы избежать многих ошибок, допущенных впоследствии при их конструировании». Но не так однозначно все было в нашем случае. Интересно было бы побы вать на заседании технического Совета атомного ледокола «Ленин» в дека бре 1960 года, когда рассматривались 65 рационализаторских предложений моряков. И среди них больше всего было посвящено решению проблемы ледовых ящиков. Но время не повернешь вспять, а вот протокол заседания сохранился. Любопытно уже то, что в архивных фондах, касающихся паро ходства, нет ни одного подобного протокола с других судов. Похоже, что там просто не было своих технических советов, имевших право квалифициро вать рационализаторские предложения моряков, правда, с последующим утверждением председателем технического Совета судоходной компании - главным инженером Мурманского пароходства С.Н. Кузнецовым. Рационализаторское предложение второго вахтенного механика Н. Шел кова было сформулировано так: «Система рециркуляции охлаждающей 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz