Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.
- А с экипажами транспортников какие были отношения? - Разные. Не все понимали, что команда с ледокола обязательна к исполнению. Вот пример: формирую караван из десятка судов. Очередному даю команду: «Работайте машиной, размывайте майну под кормой, трещины во льду пойдут - появится слаби на». В ответ звучит: «Вы нам сначала расчистите путь под кормой, перед носом, дадим полный ход». Но подобное просто недопустимо. Следую к уже сформированному кара вану, оставляя нарушителя с пожеланиями счастливого самостоятельного плавания... Все это звучит в эфире и, слава богу, действует на нервы непослушным... А как иначе? В противном случае вся эта «гармошка» судов длиной в 22 - 27 миль сожмется, движе ние замедлится, вплоть до остановки. Приходилось объяснять элементарное: сам кара ван подобен огромному, сочлененному из звеньев судну, нос которого - ледокол, а корма - последний в колонне пароход... Встречались и откровенные хулиганы. Какой-нибудь мощный контейнеровоз прёт, не считаясь ни с кем, влезая между другими. На нашем языке это называется «задви нуть канал», вынуждая караван останавливаться. В этих случаях приходилось действо вать более жестко... По УКВ-связи предупреждаю хулигана - ему будет обеспечена длительная «комфортная» стоянка в спрессованном льду... - И как же ваши коллеги оценили появление на Балтике атомохода? - У капитанов ледоколов, я думаю, были двоякие мысли. С одной стороны, пришел конкурент, но с другой - самим-то с ситуацией никак не справиться. Сколько они там часами напрасно топлива палили, убегали на бункеровки, на ремонты... - И тоже возникал конфликт интересов? - Я впрямую не говорил, но всеми своими действиями показывал - не экономь топливо, когда идешь у меня в караване, исполняй, что положено. Экономить будешь в своем караване. А позволяла ситуация, шел им навстречу - сообщал: «Отправляйтесь туда, где полегче, в конец каравана, впереди я сам могу справиться». Добрый десяток лет прошел с того нашего памятного разговора, а впечатление - будто вчера... Тут, правда, не обойтись без комментария к рассказу капитана Скрябина, как они вообще до Финского залива дошли, когда команда поступила. Представьте себе - в нарушение упомянутых международных запретов плавания атомным ледоко лам на Балтике. Согласовывать разрешения на проход Датских проливов времени не оставалось, шли в так называемом уведомительном режиме, за сутки предупреждая бе реговые контролирующие движение морские службы европейских стран о предстоя щем проходе через их воды... Ответом атомоходу «Вайгач» было молчание. Оно, как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz