Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.

тисках своих подопечных... Вот здесь в нашей истории и появляется атомный ледокол «Вайгач» во главе с самым молодым тогда на «ядреном» флоте капитаном Алексан­ дром Витальевичем Скрябиным. - Мы возвращались в Мурманск, завершив проводку судов с грузами в устье реки Енисей, - позже вспоминал в разговоре Александр Витальевич. Швартуемся к причалу «Атомфлота», и по телефону узнаю: «Росморпорт» просит выделить атомный ледокол в Финский залив - там небывалый транспортный затор. Эта новость, смахивавшая на малоприятный сюрприз после арктического рейса, сначала показалась даже шуткой... Напоминаю начальникам, хотя они не хуже моего знают: не положен атомоходам обратный ход на Балтику... Мгновенно отреагировали: - Какие правила, какие запреты... Спасать ситуацию надо. Любой ценой! Далее последовал рассказ капитана, с которым мы встретились в Мурманске после завершения грандиозной ледовой битвы. Я старался не перебивать капитана Скрябина, о чем до сих пор нисколько не жалею... - Подходим к району предстоящей работы и видим такую картину: на акватории - сотни полторы судов, около ста тридцати из них мертво стоят во льдах, а в трюмах сот­ ни тысяч тонн нефти, газоконденсата... Иначе говоря, «заморожены» миллионы долла­ ров... Приборы - индикаторы цели, которые считывают параметры судов, рассчитаны максимум на 150 точек приема, так они просто начали «глючить», отказываясь перера­ батывать информацию. Во льду просматриваются сотни каналов - каждое судно пыта­ ется в одиночку пробить себе дорогу. Все вокруг, как перепаханное и смерзшееся «кар­ тофельное» поле. Чтобы «разрыхлить» его, нам отводят всего две недели... Наверху похоже рассуждали так: «Вот сейчас "Вайгач" придет, всех в одну авоську посгребает и проблема рассосется». Надежда на русское авось начальников грела. К тому же на ка­ лендаре близился март. Ветра, сплачивавшие льды, должны были спадать... - А не тревожно было, получив такое задание? - уточняю у капитана. - Бояться надо было не самой работы... Мы понимали, учитывая сложившуюся об­ становку, права на ошибку нет. Речи не могло быть о навалах атомохода на суда или даже царапинах на бортах при их освобождении от сжатия льдом... Случись, крайнего сразу назначат, и нам этой участи не миновать. Тут еще посыпались телефонные ко­ манды: «Бросай этот караван, иди за другими, вытаскивай третьего...» Полный хаос. Конечно, можно было действовать по принципу: записывай в судовом журнале каждое очередное указание и безропотно действуй, пока его не отменят. А там начальство пусть разбирается. Но как себе позволить... В заливе десятки вмерзших в лед судов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz