Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.

И вдруг круто поворачивает наш разговор, словно меняет курс с помощью ручки машинного телеграфа: - Знаешь, я плохой капитан. Не люблю командовать. А бывало, нагрубишь - потом мучаешься. В нашей среде извиняться по каждому поводу не принято. И правильно! Раз ищешь поводы для извинений, лучше сменить профессию... А что взамен? Скажу так: корректность, культура, выдержка. Кстати, таков фирменный стиль мурманских капитанов. Не мной открыто. Дальневосточники сразу подмечают, когда приходим в их район Арктики. - А чем же можно заменить строгость? - в душе я уже начинаю побаиваться, не надоедали ему моя настырность... - Для меня в море самая больная проблема, - признается Руслан Борисович, - оди­ ночество. Но избежать его капитану никак нельзя. Надо держать дистанцию с экипа­ жем. Это условие объективной оценки людей, не соблюдая его, теряешь моральное право руководить. А иначе в длительных рейсах не исключено появление любимчиков у капитана, людьми это воспринимается болезненно, ведет к расколу экипажа... - поды­ тоживает Игрицкий. Удивительная вещь, о которой он, вероятно, знает. Традиция сохранения дистан­ ции, одиночества капитана (командира) в общении с членами экипажа даже в нефор­ мальной обстановке имеет глубокую историю, берущую начало из времен дореволю­ ционного Российского флота. Согласно Военно-морскому уставу командир корабля мог присутствовать на вечерах отдыха командного состава в кают-компании только в слу­ чае его приглашения собранием самих морских офицеров. Это было единственное от­ ступление от принципа единоначалия в экипаже, не допускавшего панибратства коман­ дира с подчиненными. А я рассказываю Игрицкому об одном капитане пароходства, в котором экипаж души не чаял, готов был, что называется, стоять горой за него. Притом, что руководи­ тель ни разу голоса не повысил, а не то, чтобы обругал кого-то. Помню, у старпома судна поинтересовался, в чем секрет поддержания дисциплины в экипаже. И получил категоричный комментарий: - Наш капитан позволяет себе быть интеллигентом при двух старпомах-бульдогах. Имел в виду он и себя в том числе. Но сама жизнь рассудила, в чем неправ стар­ пом. Его из пароходства уволили за грубое отношение к людям, а капитан пошел на по­ вышение, став одним из директоров судоходной компании. И на новом месте при своей интеллигентной мягкости пользовался авторитетом и уважением... Нескрываемое уважение к Игрицкому в морской среде во многом объясняется его высоким профессионализмом. За ним дела, которые прозвучали на все пароходство,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz