Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.
судном, нещадно болтаемая стихией, это и есть основание для счастья в жизни? Впрочем, найдутся, возможно, и несогласные. И даже завистники, у них свой от счет: зато весь мир повидал... ...Он помнит отчетливо, до мелочей, действительно незабываемые мгновения зна комства с неведомым миром - первый свой заход в китайский порт Шанхай: - Туман спутал все карты морякам... На подходе к месту лоцманской проводки скопилось огромное количество судов. Тебе отводится всего 10-15 минут, чтобы занять свое место в веренице судов, идущих в Шанхай. Не сумел - вышвырнут из очереди. Свернули на приток великой реки Хуанхэ, а там совсем невмоготу: бесконечные букси ры тянут вереницы барж, акватория покрыта судами словно десятибалльным льдом на арктической трассе. Впереди - суда, позади - суда, потому у тебя два лоцмана на борту. Китайцы не закрывают рта, беспрерывно переходят с китайского на английский, кото рый намного хуже, чем у нас. В голове не укладывается, говорят одновременно с впе реди и сзади идущими судами... Птичий гомон, словно подожгли курятник. Через пол часа я был в шоке. Никогда не позволял себе кричать на лоцманов, но тут сорвался. Притихли. Правда, минут через десять все опять понеслось в прежнем ритме. В этот момент я был уверен: доплывем, только кого-то потопив... Когда все осталось позади, начался другой шок. Нервы измотаны до предела, заснуть сил нет. Хватил стакан конь яка-никакой реакции. Второй... По-медицински это уж совсем круто, но подействова ло - навалилась расслабуха... Он неспроста вспоминает шанхайскую эпопею. Такие повторяющиеся ситуации травмировали не одного судоводителя, нередко очень талантливых. Стресс глушили алкоголем, не ощущая грани, когда потребность переходит в зависимость. И кто счи тал, сколько покалеченных судеб... - Летчикам тоже тяжело. Хотя бы посадка в тумане, - продолжает Игрицкий. - Но у них моменты острой напряженности значительно короче. И до буквы действия заре гулированы в инструкциях. Восемь часов полета, затем обязательный отдых. У судово дителя состояние стресса растягивается во времени, иной раз на многие часы. И никто - ни Устав, ни начальники - их рабочий режим не контролирует. А заикнешься на сове щании, в ответ получаешь всего лишь бормотания типа: капитан все должен решать Это Игрицкий и без подсказок знает. Для служебных инструкций, которыми при профессиональных разборках после рейсов можно хоть как-то оправдаться, слово «ре шительность», вообще мало подходит... А инструкций поведения в ситуациях, когда промедление смерти подобно, нет и никогда не будет. В подтверждение еще одна исто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz