Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.

- Я другого боялся, - мгновенно реагирует Арсентьев. - Как бы не стал город напоминать кладбищенский колумбарий. Почти все мемориальные доски делались раньше по единому образцу: черный мрамор с высеченными буквами текста и портре­ том больше напоминали могильные плиты. В Москве уже давно не рассматривают схожие проекты мемориальных досок, используется только благородная бронза... Кстати, разница в цене материала не так уж существенна, и стоять будет века... Первое при изготовлении мемориальной доски - перевести фотографическое двух­ мерное изображение в трехмерное скульптурное. Задача по сути техническая. Вторая, невидимая глазу часть работы намного сложнее - прочувствовать образ человека, что­ бы он стал близок и дорог твоим современникам, прежде всего тем, кто не представляет ужасов войны. Для полноты отражения подвига героя войны или плодотворной жизни выдающегося гражданина города почти всегда требуется включить в композицию сжа­ тый исторический комментарий, как правило, выполненный в оригинальной художе­ ственной форме, а не голой словесной... Только тогда рождается многомерность вос­ приятия образа, он становится одухотворенным, волнующим людей. Макеты своих проектов мемориальных знаков скульптор старается максимально разнообразить: то появляются на них рядом с героями профили пограничных знаков, если тема подразу­ мевает, а то и всего Кольского полуострова, то природная гранитная скала служит фо­ ном... Одна из самых значимых работ Александра Арсентьева - памятник воинам Поляр­ ной дивизии, открытый в городе 4 октября 2020 года. В нем Арсентьев аккумулировал свои знания и представления, наработанные годами труда и творчества. - Образы памятника не должны быть чем-то отвлеченным, - поясняет он. - Сколь­ ко ни напрягайся, ни всматривайся - если нет ощущения движения в образе, ничто его не заменит. И верно, когда подходишь ближе к этому памятнику, вдруг ощущаешь - с поста­ мента глядят на тебя живые глаза, и оттого силой, а не страхом наполнены лица солда­ та и ополченца. Далась ему эта скульптурная композиция большой ценой. Не о деньгах речь, о вол­ нении и нервах... Долго не мог в себе утвердиться, что образ получился. Послал рабо­ чую модель памятника специалистам литейного завода в Смоленске. С ответом они не замедлили: чего мучаешься, у тебя уже слеплены готовые образы... Когда приехал в Смоленск, в спеццехе его ждали. На каркасы фигур, изготовленные с рабочей модели в заданных, увеличенных размерах, уже накладывали глину - не жалея, сверх всякой ме­ ры, а в итоге нарушили модельные пропорции... Арсентьев был близок к отчаянью. Вызвали начальника цеха. Тот не растерялся, пригласил другого специалиста, которому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz