Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.

слова из этих последних записок бойцов на обратной стороне мемориальных плит с об­ разами женщин, провожающих на фронт своих любимых и оплакивающих их, погиб­ ших... Хотелось сохранить не только слова, но и сам почерк посланий из трагического прошлого... Остается добавить, сделал это скульптор на свой страх и риск, когда эскизы памят­ ника были уже официально утверждены. И не жалеет. Прошло больше двадцати лет после открытия монумента, а никто не упрекнул его. Напротив, до сих пор отмечают необычность архитектурно-скульптурного решения... - Убедительности образа, чтобы за сердце брало, не достичь, если лицо на скульп­ туре не будет живым, - продолжает Александр. - Я не боюсь выбирать выразительные лица для своих работ среди ныне живущих людей, конечно, с их согласия... В 2001 году образ Скорбящей матери он лепил со своей жены Натальи Егоровны. Потому, что она всегда была рядом, и потому, что это была его первая социально­ значимая скульптурная работа. Само же становление скульптуры в Мурманске Арсентьев делит на два периода. Пограничным между ними стал 2012 год. До него в городе было всего три заметных скульптурных памятника конкретным людям: В. И. Ленину - работы широко признан­ ного в СССР скульптора Николая Томского, С. М. Кирову, образ которого создал име­ нитый советский скульптор Зиновий Виленский, и Герою Советского Союза Анатолию Бредову, над которым трудились три скульптора: А. Долиненко, В. Татарович и Г. Яст- ребинский. Еще стоит на сопке, возвышающейся над Кольским заливом, величествен­ ный памятник защитникам советского Заполярья, гигантская фигура солдата, мгновен­ но после открытия прозванная горожанами Мурманским Алешей. Она установлена под руководством скульптора-монументалиста И. Бродского и видна почти со всех высоких точек города-героя. В 1990 году в городе еще появился первый в России памятник ос­ новоположникам славянской письменности и культуры святым Кириллу и Мефодию, являющийся копией монумента болгарского скульптора Владимира Гиновски, установ­ ленного перед национальной библиотекой в Софии. Это дар Болгарии мурманчанам за усилия по возрождению в России культурного праздника, объединяющего славян. Вот почти и все, хотя есть еще оригинальные памятные знаки в честь содружества союзни­ ков по антигитлеровской коалиции в годы войны, композиция, посвященная первому русскому ледоколу «Ермак» около областного краеведческого музея... Вроде бы и немало для города, население которого за годы реформирования стра­ ны сократилось до 250 тысяч человек. Но вот чего явно не хватало в нем, так это па­ мятников, увековечивающих самих выдающихся жителей заполярного города. Над ре­ шением этой задачи и работает самодеятельный скульптор Александр Геннадьевич Ар­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz