Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.

- Зачем обманывать зрителя, умертвлять на холсте природу. Все равно что мертве­ ца принарядить, взять в раму - и готов портрет, - привожу это высказывание художни­ ка и представляю волну возмущенного читательского гнева. Мы рады изо дня в день поносить на чем свет стоит проворовавшихся правителей, мы дружно проклинаем ди­ кую грабительскую реформу в стране, поделившую людей на зарвавшихся в высь обо­ гащения и утопающих в бездонной глуби обнищания, но попробуй тронь милый рус­ скому сердцу образ березок, снежной равнины с птицей-тройкой и тому подобное. Все сразу станут едины, богатые и бедные, образованные и безграмотные, обыватели сто­ личные и провинциальные... Мы не хотим расставаться при восприятии произведений искусства с привычными художественными образами прошлого, когда торжествовала иллюзия, что мир стремится к гармонии, а люди - к всеобщему братству. Реальность давно разнесла в клочья эту идиллию, обнажила раны и язвы человечества до ледяного ужаса и помойных непристойностей, и при глобальном давлении цивилизации на лич­ ность человек все чаще ощущает себя одиноким. Хочется, да не спрятаться - забыться в привычном и уютном прошлом. Вот эти изменения во внутреннем самоощущении, от­ нюдь не частного порядка, а приобретающие космический масштаб и волнуют теперь Анатолия Сергиенко. - Художник ничего нового не придумывает, - говорит он. - У него просто раньше, чем у других, созревает ощущение перемен и обретает формы зримые, чувственные. Он помогает зрителю внутри себя слепить то, что в нем еще не ясно и не дает покоя. И ко­ гда чудо творчества происходит, человек восклицает: я же это чувствую, это мне близ­ ко, знакомо... Тогда две души - художника и зрителя находят друг друга, обретают родство, позволяющее выстоять в жестоком, беспощадном мире. Художественный образ необъясним, но нет ничего более захватывающего в жизни, чем открывать необъяснимое. «Я бы, наверное, умер, если бы меня лишили возможно­ сти заниматься изобразительным искусством, - подытоживает Сергиенко. - Это хуже наркомании, ты болен искусством безнадежно. Помню первое посещение изостудии Северного флота, которую создавал и которой он бессменно руководил, пока не закрыли ее военные чиновники. В этой мастерской, как и в других, стен в обычном смысле не существовало, все они были увешаны живо­ писными и графическими полотнами. Наверное, так и требовалось: ежедневно приходя сюда, на ретроспективную выставку своего творчества, а впрочем, и не только соб­ ственного, художник наглядно представлял, что удалось и не удалось, в каком направ­ лении поиск оказался ошибочным, тупиковым, а где получилось приоткрыть неизве­ данное. И сегодня, уже в его мурманской мастерской, ошеломляет буйство цвета, ги­ гантские размеры картин, инсталляции с натуральными рыбами и крабами, окрашен­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz