Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.

производстве художники перестали. Имелась на эти случаи и сюжеты холщовая куртка, шляпа, клюшка сталевара, а отблески пламени печи имитировали с помощью красного фонаря в своей мастерской, заставляя ряженого натурщика изображать трудовой по­ рыв... Для полноты и исторической достоверности на заднем плане писался трудовой лозунг навстречу очередному партсъезду. Все. На этом творчество заканчивалось, начиналось его общественное признание. Но то, что сладко выслушивать и принимать в торжественной официальной атмосфере, совсем иначе воспринимаешь, когда оста­ нешься один на один с собой, если живы еще в тебе понятия творческого поиска, сове­ сти и порядочности. Решение Анатолия Сергиенко о переезде на Север определила сама жизнь. Начало его профессионального творчества пришлось на 60-е годы, которые теперь принято именовать оттепелью. В такие времена творческие люди особенно тянутся друг к другу с жаждой почерпнуть либо сказать что-то новое, свежее, незатасканное. Вот и в ДК «Юность» знаменитой «Запорожстали» стала собираться увлеченная молодежь. В круг начинающих литераторов, художников, музыкантов вошел и Сергиенко, нашедший здесь много друзей и единомышленников. А дальше больше. Захотелось выйти за офи­ циальные идеологические «флажки» художественного пространства. И вырвался, увы, на свою голову. Да не где-нибудь, а на выставке, посвященной столетию со дня рожде­ ния Ленина. Недаром говорят, от смешного до трагического один шаг. Сергиенко «по­ горел» на Адаме и Еве, запечатленных в одном лице, которое обкомовский чиновник- куратор на предварительном просмотре почему-то принял за буденновца. Истина от­ крылась в присутствии высоких партийных гостей, и с той поры житья в Запорожье ху­ дожнику не стало. Члены выставкомов на любых его картинах стали находить повод для запретов. - Хватало «доброжелателей» и в своей среде, - вспоминает Анатолий Александро­ вич. - Специально подбивали меня, неопытного в интригах художника, чтобы выставил на просмотр авангардные вещи, а за спиной доносили: мол, сами видите, насколько бездарно. Авангардная живопись тогда считалась синонимом низкопробности. И сего­ дня, впрочем, такие настроения встречаются. Не только у тех, в ком сейчас набирает силу ностальгия по советским временам, но и даже у яростно хулящих их... Миссия художника, по мнению Сергиенко, в том, чтобы передать свежее чувство, ощущение, а отнюдь не объяснять эпоху. Неспроста коробят его глубокомысленные рассуждения критиков о том, как Исаак Левитан тонко передал в пейзаже «Владимир­ ка» страдания русских каторжан, гонимых в Сибирь по знаменитому тракту. Глупо, бессмысленно объяснять живопись литературой, нас к этому с детства приучили, счи­ тает художник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz