Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.

- До нас пока не дошло, что «Черный квадрат» Малевича - символ, в котором для самого художника было больше реализма, чем абстракции. Ничего, рано или поздно, все доходит... Привези сейчас даже в провинцию «Подсолнухи» Ван Гога, народ вы­ строится в очередь, словно в мавзолей к Владимиру Ильичу. Так и к Малевичу потя­ нутся, лет через сто, - иронизирует Анатолий и потом уже серьезно объясняет: - Из творчества Малевича вышел весь современный дизайн - в оформлении книг, одежды, интерьеров, в архитектуре. Этот дизайн пришел в нашу жизнь с Запада вместе с от­ торгнутым Малевичем, которого тут же и в СССР признали классиком, сняв все запре- Себя Сергиенко считает реалистом. Хотя мне доводилось слышать, да и своим гла­ зам как не поверишь, что по большому счету авангардное направление в мурманской живописи началось именно с приезда в Заполярье этого незаурядного художника. Ска­ занное, конечно, не означает, что вот явился бунтарь на провинциально далекую, уто­ пающую в снегах и мраке полярной ночи землю и взорвал патриархальный художе­ ственный мир края. Было время, в экспозициях областных и республиканских выставок на мурманской земле встречались холсты кисти Сергиенко, на которых демонстриро­ вали свою стальную мощь крейсера и подлодки Северного флота, либо водили хорово­ ды на лугу поморские искусницы из древнего села Умба. Это была дань и времени, и экзотике северного края, притягательной своей новизной для коренного украинца, но и дань, если хотите, конъюнктуре зрительского и начальственного восприятия. Что поде­ лаешь, надо было жить, кормить семью, обустраивать быт... До 1970 года в судьбе молодого художника все складывалось более-менее гладко. Типично советская биография. В родном Запорожье начинал рисовать в художествен­ ной студии Дворца пионеров и удостоился первой персональной выставки в Днепро­ петровском художественном училище. Учеба там далась легко, с одними отличными оценками по художественным дисциплинам. Даже в армии не сразу, но повезло - стал лауреатом Всесоюзной выставки военнослужащих. Тяжелое солдатское бремя с него сняли - не знаю, как сейчас, а раньше художников политработники любили... Вот так бы оно, наверное, катилось по накатанному - до официального признания, званий, наград за воспевание в картинах пафоса созидательного труда металлургов Запорожья. Иного творчества не требовалось, иное, мягко говоря, не поощряли. Но каждый выби­ рает свой путь: один утверждается в жизни, плывя по течению, другой - против него. В написанной много лет назад автобиографии Анатолий Сергиенко сказал просто: «Трудно было свободно работать и выставляться в окружении оголтелых конъюнктур­ щиков, которых много в те годы наплодила партийная идеология». Как работают бла­ гополучные и преуспевающие коллеги, он насмотрелся. Ходить в «горячие» цеха на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz