Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.
Э н е рги я д уш и и ко см о са Во время творческой встречи в Голландской академии художеств мурманские ху дожники рассказывали своим коллегам о русской живописи. Вспомнили о доме творче ства имени Репина, художественном институте имени Сурикова. К удивлению мурман чан, имена великих русских живописцев на голландцев не произвели никакого впечат ления. Зато о Василии Кандинском, Марке Шагале они отзывались с восхищением и несвойственным прагматичным европейцам восторгом, а Казимира Малевича величали не иначе как «русский Мондриан». Пришло время удивляться нашим: оказывается, мы, русские, живем в собственноручно сотворенном историческом мифе о своем изобрази тельном искусстве. В нем есть вознесенные в заоблачную высь классики XIX века: Карл Брюллов с его «Последним днем Помпеи», Александр Иванов с его «Явлением Христа народу», Илья Репин, бунтари-передвижники... Затем идут классики Серебря ного века Михаил Врубель, Валентин Серов, Александр Бенуа и другие. И только бли же к грозным революциям 1917 года упомянутые Шагал, Кандинский, Малевич. Получается, для западного мира почти не существует русской классики XIX века, не говоря о веке восемнадцатом. Лишь из русского XX века в мировую сокровищницу изобразительного искусства входят авангардисты и абстракционисты, которые и по сей день вызывают на родине больше недоумений и пересудов, чем любви и признания. Чего стоит для нашего, как любят говорить, среднестатистического человека «Черный квадрат» Казимира Малевича, одну из версий которого совсем недавно Россия приоб рела за баснословные то ли пять, то ли семь миллионов... Естественно, долларов. Прав да, поднимается на Западе спрос на советское ретро, особенно на картины официаль ных художников, писавших вождей прошлого, но здесь, пожалуй, больше моды, чем художественного вкуса. Такое признание достижений мастеров русской кисти нас, возможно, патриотиче ски коробит, да что поделаешь - в любви по расчету не выбирают, в любви признаются. И если не было в России своей эпохи Возрождения, знаменитого Кватроченто, нечего на судьбу пенять, есть другое в отечественной культуре, что признано по достоинству человечеством. И когда еще произойдет сдвиг в нашем сознании, если в квартирах рос сиян, да и в стенах иных учреждений все еще нередко встречаешь изображения мишек в сосновом лесу, либо обветшалые церковные маковки, утопающие в зелени. - Почему-то на картинах, показываемых на российских выставках изобразительно го искусства, самые распространенные сюжеты - избы, церквушки, деревеньки... - де лится своим мнением заслуженный художник России Анатолий Сергиенко. Я не во всем с ним согласен, но у Анатолия Александровича своя правда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz