Блинов, В. М. Пространство жизни : рассказы и очерки / Владимир Блинов. - Мурманск : Мурманский ЦНТИ, 2022. - 138 с. : ил., портр.

Э н е рги я д уш и и ко см о са Во время творческой встречи в Голландской академии художеств мурманские ху­ дожники рассказывали своим коллегам о русской живописи. Вспомнили о доме творче­ ства имени Репина, художественном институте имени Сурикова. К удивлению мурман­ чан, имена великих русских живописцев на голландцев не произвели никакого впечат­ ления. Зато о Василии Кандинском, Марке Шагале они отзывались с восхищением и несвойственным прагматичным европейцам восторгом, а Казимира Малевича величали не иначе как «русский Мондриан». Пришло время удивляться нашим: оказывается, мы, русские, живем в собственноручно сотворенном историческом мифе о своем изобрази­ тельном искусстве. В нем есть вознесенные в заоблачную высь классики XIX века: Карл Брюллов с его «Последним днем Помпеи», Александр Иванов с его «Явлением Христа народу», Илья Репин, бунтари-передвижники... Затем идут классики Серебря­ ного века Михаил Врубель, Валентин Серов, Александр Бенуа и другие. И только бли­ же к грозным революциям 1917 года упомянутые Шагал, Кандинский, Малевич. Получается, для западного мира почти не существует русской классики XIX века, не говоря о веке восемнадцатом. Лишь из русского XX века в мировую сокровищницу изобразительного искусства входят авангардисты и абстракционисты, которые и по сей день вызывают на родине больше недоумений и пересудов, чем любви и признания. Чего стоит для нашего, как любят говорить, среднестатистического человека «Черный квадрат» Казимира Малевича, одну из версий которого совсем недавно Россия приоб­ рела за баснословные то ли пять, то ли семь миллионов... Естественно, долларов. Прав­ да, поднимается на Западе спрос на советское ретро, особенно на картины официаль­ ных художников, писавших вождей прошлого, но здесь, пожалуй, больше моды, чем художественного вкуса. Такое признание достижений мастеров русской кисти нас, возможно, патриотиче­ ски коробит, да что поделаешь - в любви по расчету не выбирают, в любви признаются. И если не было в России своей эпохи Возрождения, знаменитого Кватроченто, нечего на судьбу пенять, есть другое в отечественной культуре, что признано по достоинству человечеством. И когда еще произойдет сдвиг в нашем сознании, если в квартирах рос­ сиян, да и в стенах иных учреждений все еще нередко встречаешь изображения мишек в сосновом лесу, либо обветшалые церковные маковки, утопающие в зелени. - Почему-то на картинах, показываемых на российских выставках изобразительно­ го искусства, самые распространенные сюжеты - избы, церквушки, деревеньки... - де­ лится своим мнением заслуженный художник России Анатолий Сергиенко. Я не во всем с ним согласен, но у Анатолия Александровича своя правда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz