Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава 6 Атомные страдания 95 давно превращенной в музей, фейерверком и праздничными то­ стами шампанского снова приветствовали американцы атомный ледокол «Ленин». На этот раз по случаю его пятидесятилетнего юбилея... Дороги капитанские, словно пути господни, неисповедимы. Зато настоящая капитанская дружба выдерживает испытания лю­ быми превратностями времени. Так все и складывалось у Юрия Кучиева и Бориса Соколова. Их разделяли восемь лет разницы в возрасте, но какие непохожие повороты судьбы. Событие, опре­ делившее сюжет жизни каждого, - Великая Отечественная война. Для Кучиева ее начало совпало со стартом в профессиональную деятельность, у Соколова этой точкой стало ее победное заверше­ ние. Трудно сказать с определенностью, откуда в юном Борисе Со­ колове взялся интерес к морскому ремеслу. Во всяком случае шу­ страя на перекатах речка Унжа, протекающая через заштатный маленький Кологрив, в окрестностях которого Боря родился, тут ни при чем, а других выдающихся водоемов вблизи городка не было. И что его повело в моряки, да еще в Арктику, неизвестно. Но весьма далекие от конкретности предпосылки имелись. Каждый год в апреле-мае пойма Унжи оживала после схода льда и снега от птичьего клекота и хлопанья крыльев десятков тысяч гусей, которые останавливались на отдых во время пере­ лета из Европы в неуютную, но родную арктическую тундру, где им предстояло выполнить вековечный обряд продолжения рода. Представляет интерес и до сих необъясненное историками, крае­ ведами обстоятельство, почему сухопутная Костромская область, в состав которой входит городок Кологрив, за предыдущие сто­ летия дала России почти рекордное число мореходов, имена ко­ торых вошли в золотой фонд отечественного морского флота. За­ ботились о славе края и промышленники. Знаменитый в середине XIX века, корнями своими костромской, предприниматель Федор Васильевич Чижов завещал средства на создание сельскохозяй­ ственного технического училища возле Кологрива. Тот самый Чи­ жов, последним делом жизни которого стала организация в 1875 году Товарищества Архангельско-Мурманского срочного паро­ ходства. Унаследует деятельность дореволюционной судоходной компании в середине века двадцатого Мурманское морское паро­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz