Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава б Атомные страдания 91 ках дизель-электрического ледокола. Словом, звучало настолько весомо, что спустя полвека некоторые люди обижаются, когда их лишают красивого, но по сути некорректного сравнения. Не из­ меряется расход урана в весовых единицах. Тепловыделяющие сборки данного вида топлива обладают особым, неосязаемым для человека свойством - реактивностью, количеством распадов ядер урана в единицу времени. Исчерпывается запас реактивности, надо менять использованные сборки на свежие. Это все равно как с двумя электрическими батарейками: одна выдает электроэнер­ гию, вторая разрядилась, весят же обе одинаково. Верой и правдой служил пропагандистский миф о сверхэко- номной атомной топке, в тени которого оставались другие, весь­ ма специфические сложности технологического процесса, знать которые рядовому советскому человеку тоже незачем. Ведь чуть- чуть копни поглубже, рухнет миф, запутается наш человек, пере­ станет верить. Топки в привычном понимании атомный реактор вообще не имеет, и не огонь здесь нагревает воду в котлах. Огня вообще нет, котлов тоже нет. Есть вода первого контура, разогрева­ емая в атомном реакторе под высоким давлением за счет энергии, выделившейся при реакции деления ядер урана. Затем она посту­ пает в парогенераторы, где и передает свое тепло через стальные оболочки трубочек, заполненных водой второго контура. Послед­ ней и суждено превратиться пар. Иными словами, огонь, нагре­ вающий воду до состояния пара, заменила тоже вода. Разве такое уложится в голове нормального человека? Потому и незачем ему все знать, по-своему резонно рассуждала пропаганда... Выработавшийся пропагандистский подход, суть которого- сложное упрощать до простого, если не сказать до примитивного, проявился еще на стадии строительства первого атомного ледоко­ ла. Случилась ситуация крайне неординарная. В июле 1959 года Ричард Никсон, тогда вице-президент Соединенных Штатов Аме­ рики, во время своего первого визита в СССР выразил желание посетить строящийся на Адмиралтейском заводе ледокол «Ле­ нин». Хотя поездка не была заранее запланирована, да и объект секретный, советский лидер Никита Хрущев дал добро. В руко­ водстве страны отлично понимали, чем вызван интерес. Парал­ лельно с «Лениным» строилась «Саванна», первый и единствен­ ный, как потом оказалось, американский атомоход гражданского назначения, грузо-пассажирское судно. Хотели американцы срав­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz