Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

84 Последний романтик восточники тогда внушительно заявили: «Дайте нам вместо ато­ мохода два дизель-электрических ледокола типа „Москва4 и мы решим у себя все проблемы». Лукавили немножко: работа ледо­ колов в ровных льдах словно выступление на параде по большим праздникам, в будни же их намного чаще встречают нагромож­ дения ледяных скал, их, кстати, особенно тяжело преодолевать при проводке караванов судов на востоке Арктики. Не переубедил дальневосточников и «матч-реванш» ледоколов «Ленин» и «Мо­ сква», когда они преодолевали семнадцать миль, идя навстречу друг другу. Четырнадцать из них успел пройти до точки встречи атомоход! Признав свое поражение, ледокол «Москва» встроился в кильватер победителю. И случилось совсем неожиданное, ди- зель-электрический корабль стал застревать в канале, проложен­ ном лидером, последнему пришлось не раз возвращаться, окалы­ вать коллегу, утратившего ход... Капитан атомохода «Ленин» Борис Макарович Соколов, под­ нявшись на мостик, по привычке начал свою вахту с оценки ледо­ вой обстановки. Глядя в окуляры бинокля, рассмотрел, конечно, весело митингующих на палубе дальневосточников. О чем моря­ ки оживленно говорят, догадаться не составляло труда, знал он про неофициальное, народное обсуждение, шила в мешке не ута­ ишь, да и прошли те времена, когда личное мнение можно было высказывать только шепотом на кухне... И что бы он им ответил? Рассказал, как принимали решение на техническом совете по строительству атомохода: обводы корпуса предлагалось рассчитать на одной из первых советских ЭВМ. До­ вольно-таки сомнительное предложение, потому что впервые... Не пожелали члены комиссии принять в расчет данные, получен­ ные в ходе испытаний модели ледокола в опытовом бассейне Ар­ ктического института, да еще мнение коллег, финских корабелов, которых попросили без особой огласки провести свои исследо­ вания. И в том, и в другом заключении скептически оценивались расчеты обводов корпуса, выполненные на электронно-вычис­ лительной машине, где форма корпуса ледокола в носовой части была заужена, ей не хватало, как говорят моряки, полноты, оттого ледокол может заклиниваться в ровных льдах. Словом, не «услы­ шали» члены технического совета оппонентов. Поставил точку всемогущий в судостроительном деле министр. Взял заключи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz