Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава 5 Ночной разговор 81 Северную Землю легендарной экспедиции Г.А. Ушакова и от­ крытия новых островов. Орден Трудового Красного Знамени был вручен старпому ледокольного парохода «А. Сибиряков» как оценка вклада за преодоление впервые всего Северного морского пути в течение одной навигации, орден Ленина - уже капитану ледореза «Федор Литке» Ю.К. Хлебникову - за обеспечение пере­ хода по Северному морскому пути на Дальний Восток эсминцев «Сталин» и «Войков». А потом две войны - советско-финлянд­ ская и Вторая мировая, командование ледоколами, ставшими во­ енными кораблями в самых разнообразных боевых операциях. И военные награды: орден Отечественной войны 1-й степени, орден Нахимова 2-й степени. Затем командировка в США в каче­ стве наблюдателя за постройкой ледоколов и ... семь лет лагерей в Воркуте из назначенных двадцати пяти по печальной известной статье 58-10 УК РСФСР якобы за передачу чертежей ледоколов иностранцам. В дальнейшем, после реабилитации, судьба еще испытывала его на прочность в ситуациях, когда и вины прямой капитана не было, да прошлое давало о себе знать. В одном из рейсов леген­ дарный «Ермак» под командованием Хлебникова коснулся каме­ нистой банки на севере Карского моря и повредил днище, на мо­ реходность судна это не повлияло, ледокол завершил навигацию, не покидая ледовых трасс. Эпизод, конечно, для любого судово­ дителя не из приятных, но к разряду серьезных аварий по вине судоводителей его никак нельзя было отнести. «Ермак» спешил на выручку пароходу «Дежнев», который ветром, усилившимся до штормовой силы, начало выжимать на скалы у острова Крас­ нофлотский. Если бы «Ермак», перестраховываясь, ушел подаль­ ше от берега, было бы упущено время и «Дежнева» неизбежно ждала бы катастрофа. То, что сделал экипаж ледокола и его капи­ тан, можно отнести к категории разумного, просчитанного риска. Именно таким образом, в расчете на честность, объективность и компетентность тех, кто будет читать его рейсовое донесение, Хлебников подробно изложил обстоятельства случившегося и предпринятые действия. Руководство Мурманского пароходства так и расценило доне­ сение, не считая нужным наказывать судоводителей ледокола. Но тут появился с инспекторской миссией московский адмирал, ко­ торого почему-то считали специалистом по вопросам навигации в Арктике. Он-то и выбрал в качестве «козла отпущения» Хлеб­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz