Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

70 Последний романтик Де Лонга последнего каравана судов на чистую воду Чукотского моря. Впрочем, здесь как раз тот случай, когда убедительнее не пред­ положения, а свидетельства очевидцев. Воспоминания оставил Лолий Георгиевич Цой, заведующий лабораторией ледокольной техники центрального института морского флота страны. Он сле­ дил с борта ледокола за развитием грандиозной драмы в Арктике: - Лёд был очень тяжелый, образовались сморози трех­ четырех метров толщиной. При прокладке канала ледокол то и дело сбрасывало в стороны. Канал был крайне неровный. На поворотах ледоколы зачастую застревали вместе с судами. Без конца рвались стальные буксирные стропы («усы») диаметром 60-65 мм (длиной 20-25 м). Особенно часто стропы рвались на ледоколе «Адмирал Макаров». Их не хватало. Пришлось исполь­ зовать якорные цепи с транспорта «Самотлор». Якорные цепи рвались также легко. Суда в караване постоянно растягивались. Ледоколу-лидеру приходилось то прокладывать канал, то возвра­ щаться, чтобы околоть застрявшие суда. Мы двигались на восток в течение восьми суток. Когда подош­ ли к проливу Лонга, у мыса Блоссом острова Врангеля, счастли­ вые вышли на затянутое молодым льдом разводье. Но счастье оказалось недолгим. После Врангеля снова начались тяжёлые паковые льды. В Чукотском море нас «порадовал» необычный лёд толщиной всего 40-50 сантиметров, очень вязкий, мятый, смерзшийся. Он не ломался классически на секторы... Ледокол буквально влипал в вязкую ледяную массу и тащил её вместе с со­ бой. Отходя, ударами о лёд приходилось оббивать эту липкую ле­ довую «вату». Но такой приём удавалось использовать лишь на небольших ледовых участках-перемычках. Когда же вошли в об­ ширное поле льда, ситуация стала, казалось, безвыходной. Выход предложил капитан-наставник Юрий Сергеевич Кучи­ ев... Атомоход развернулся кормой вперед и начал прокладывать канал за счёт размывающего эффекта от работы винтов. Прин­ цип двойного действиян давно использовался российскими судо­ водителями, а финны впоследствии подхватили это начинание и запатентовали его. Задним ходом ледоколу «Леонид Брежнев» удалось проложить хороший чистый канал. Таким способом всю армаду ледоколов с судами на «усах» удалось провести через эти льды, лидируя задним ходом9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz