Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

68 Последний романтик невры штурмана ледокола по тому, как печки требовали больше или меньше угля... Где уж тут было обижаться на товарищеские замечания рядовых моряков. Между делом приходило понимание простых вещей: не злоупотребляй лишний раз данными тебе по уставу правами судоводителя, каждую минуту помни о тех, кто дает движение твоему кораблю... Преодоление ледовых преград тесно переплеталось с пре­ одолением барьеров в сознании и настроениях людей, связанных одним делом, в их стремлении проникнуть в непознанную слож­ ность плавания в Арктике. - Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого океана, - заме­ тил однажды адмирал Степан Осипович Макаров, создатель ле­ докола «Ермак». Разговор был задолго до времени, когда к управ­ лению первым русским ледоколом пришли капитан Сорокин и штурман Кучиев. - Это ошибка: торосы поборимы, непоборимо лишь людское суеверие. За что великий русский адмирал и поплатился: после первых, экспериментальных по сути, плаваний «Ермака» в Арктике, при­ знанных в начале двадцатого века государевыми чиновниками провальными, идеолога и проектировщика наказали отстранени­ ем от дальнейшей деятельности, связанной с совершенствовани­ ем ледокола. Впрочем, и сам адмирал, порой, принимал решения, кото­ рые диктовались моментом, но отнюдь не означали, что сделан единственно правильный выбор. Одно из них касалось носового винта, примененного в конструкции «Ермака» после знакомства Макарова с опытом работы американских ледоколов на Великих озерах. Винт этот создавал поток воды, что позволяло ослабить соприкосновение корпуса судна со льдом, случалось, потоком размывало и торосы, встречавшиеся на пути, что тоже способ­ ствовало облегчению продвижения ледокола. После первого рейса «Ермака» в Арктику при доковом осмо­ тре обнаружили, что одна из лопастей носового винта разруши­ лась. Макаров однозначно решил, что применение такого винта для арктических условий неприемлемо и удалил его, несмотря на то, что в жертву приносилась носовая машина, а это две с полови­ ной тысячи лошадиных сил энергетической мощности ледокола из десяти имевшихся тысяч! Позже его поддержит в данном ре­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz