Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

Глава 4 Университеты 65 дающие драматизм происходившего и показывающие мастерство судоводителей, благодаря которому удалось избежать просчетов и потерь в рейсе на Землю Франца-Иосифа. «Нам было поручено провести в бухту Нагурскую теплоход „Наварин" с полным грузом для полярной станции. Преодолев тяжелый массив дрейфующего новоземельского льда, вышли на обширное разводье и полным ходом помчались к проливу Архан­ гельскому, предвкушая быстрое достижение цели. Однако под­ ступы к припаю пролива были блокированы мощной торосистой грядой. По всей видимости в период ледостава поработал штор­ мовой юго-западный ветер, который запрессовал кромку старо­ го припая стеной мелкобитого льда высотой до пяти метров! Оставив „Наварин “ в дрейфе, приступили к штурму пере­ мычки классической „елочкой" - удары влево и вправо, а потом посередине, разгоняясь с дистанции 300-400 метров. В течение многих часов непрерывных набегов едва пробились на полкорпуса, подступы к барьеру были заполнены ледовой ,, кашей “ такой вяз­ кости, что при очередном разгоне мы стремительно теряли ход, увязая в крошеве, и удар уже не получался... Работа становилась бессмысленной. В район был направлен самолет ледовой разведки. После тща­ тельного изучения обстановки капитан-наставник штаба мор­ ских операций Аркадий Бромберг по УКВ резюмировал: „Подхо­ ды к поселку Нагурскому перекрыты с севера и с юга. Перед вами непреодолимый торосистый массив шириной около пяти кабель­ товых. Положение на полярной станции некритическое. Считаю целесообразным вернуться вам на трассу и переадресовать „На­ варин“ в другой пункт! Вслед за этим получили распоряжение начальника штаба морских операций западного района Арктики Бронислава Майнагашева об отмене рейса. Итак, формально мы получили право отступить. И все это после стольких тяжких устий экипажей ледокола и транспор­ та! А все ли мы сделали для достижения цели? А что если по­ пробовать метод капитана Хлебникова?! Развернулись кормой вперед и, выбрав оптимальный режим работы гребной уста­ новки, в течение нескольких вахт форсировали злополучную то­ росистую перемычку, а затем уже классическим маневром пре­ одолели толстый припай и по проложенному каналу провели на буксире транспорт „Наварин “к поселку Нагурскому.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz