Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.
Глава 4 Университеты 63 не считая для себя унизительным, поговорку: лучший ледокол в Арктике это ветер... - Браво капитану Хлебникову, - подводит итог захватившей моряков ледовой баталии старпом буксира. Он знает не пона слышке, о ком говорит. Десять лет назад ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые в истории за одну навигацию прошел весь Северный морской путь, из Архангельска в Берин гов пролив. Нынешнему старпому «Молокова» довелось уча ствовать в том рейсе, правда, должность в экипаже у него была скромнее, старшим помощником капитана Воронина в рейсе был Юрий Константинович Хлебников. О нем руководитель экспеди ции всенародно признанный академик Отто Юльевич Шмидт тог да написал: «Особой любовью и уважением пользовался старший штурман». Хлебников уже давно капитан и молва о его смелых нестандартных решениях в сложной ледовой обстановке разно сится по всей Арктике. Теперь к ней добавится история преодоле ния припая в проливе Превен ледорезом «Федор Литке». Кучиев стоит позади своих товарищей и в разговоре на палу бе не участвует. Мысли его заняты другим, он пытается пред ставить, что испытывает вахтенный матрос-рулевой на ходовом мостике ледореза, движущегося вперед кормой. Не укладывается в голове, как ему удается контролировать продвижение вперед кормой, данный порядок обеспечения движения противоречит правилам, которым уже год обучают его самого на буксире. А на сколько страшно продвигаться во льду, когда ничего не видишь впереди, даже думать не хочется... Несомненно, каждое действие матроса-рулевого опекает стоящий рядом вахтенный штурман, но какое напряжение нервов для обоих... Вопросы возникают один за другим, когда еще будут получены ответы на них. За недолгое время, проведенное на ходовом мостике, матро су второго класса Кучиеву, допущенному к управлению судном, успели внушить: главное - неукоснительно следовать инструк циям, правилам судовождения, приказам вахтенного штурмана. В проделанном «Федором Литке» маневре, кажется, все постав лено с ног на голову, не железная дисциплина, а смелая импрови зация во льдах решила успех дела, хотя здесь свобода движения, похоже, построена на точном расчете, в основе которого знание о состоянии льда в заливе и четкое представление о навигацион ных и технических возможностях ледокола. С удивлением Юрий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz