Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

52 Последний романтик пароход «Садко» и на ней погиб. Те же шторма, что крушили нас, крушили и этот несчастный пароход. Время было суровое - вой­ на, и капитана А.Г. Карельского расстреляли. Хотя вины его ни в посадке на мель, ни в гибели парохода не было. Да, расстреля­ ли. Точно такая же судьба могла ожидать и меня. Как и у капитана «Садко», так и у меня причиной аварии были не небрежность или навигационная ошибка, а несовершенство карт5. Беда не приходит одна. Жизнь Кононовича действительно ви­ села на волоске. Почти годом раньше до нынешней аварии он попал под суд, якобы из-за преступной халатности, в результате которой буксир «Валерий Чкалов» зазимовал посреди Енисея, не выполнив задачу по спасению баржи, севшей на мель в семидеся­ ти километрах от Игарки. Суд его оправдал, более того, отклонил кассационный протест прокурора Енисейского бассейна, настаи­ вавшего на уголовном наказании капитана. Краевой прокурор, считавший, что ему все позволено, невзлю­ бил Кононовича. Тот отказался обеспечить инспекционную по­ ездку работников прокуратуры на буксире «Валерий Чкалов», которая не была санкционирована собственным руководством моряков. Прокурор пообещал отомстить капитану... С посадкой парохода на мель Южно-Крестовской банки та­ кая возможность представилась. Но об этом не знал сам Георгий Осипович Кононович, когда пришел к начальнику пароходства со своим планом спасения «Чкалова», севшего на камни. Вместе со старшим помощником они решили добираться на застрявший пароход в декабре, в разгар зимы, когда морозы опускались ниже минус сорока градусов. Используя собачьи упряжки, они решили пройти тысяча двести километров пути. В силу обстоятельств Кононович останется один на один с зим­ ней стихией, собак придется сменить на оленей, потом идти пеш­ ком. Потеряв ориентиры в кромешной тьме, он пролетит со скло­ на высотой 22 метра на крутом берегу залива, но чудом останется жив. И доберется до своего парохода, исследует его состояние, организует спасательные работы. А еще встретится с всесильным хозяином заполярного ГУЛАГА и одновременно руководителем строительства Норильского ни­ келевого комбината Авраамием Павловичем Завенягиным, впо­ следствии министром среднего машиностроения, отвечавшим за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz