Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.
252 Последний романтик Прибыл Ульянихин в Ленинград не только с пакетом дипломов и характеристик, но и с собственными техническими идеями, ко торые не давали ему покоя. Как раз тот случай, когда человек не сет в себе выстраданное, выношенное в душе и мыслях, что дру гим оказалось не под силу. В одиночку ему никак не удавалось довести задуманное до конца, то ли полномочий не хватало, то ли характера. Препятствия всегда находятся и кажутся непреодоли мыми, пока не ощутишь поддержку тех, кто рядом. Слушая Ульянихина, Кучиев внезапно почувствовал, новый специалист будто возвращает его в собственное прошлое. Улья нихин буквально горел идеей применения переднего, носового, винта для повышения ледовой проходимости будущих атомохо дов. Конструкторы поставили на этой идее крест, изучив неудач ный опыт использования такого винта еще Степаном Осиповичем Макаровым на первом арктическом ледоколе «Ермак». Попытки вернуться к идее русского адмирала, предпринятые советскими и финскими судостроителями в пятидесятые послевоенные годы, тоже успеха и развития не получили. А у Кучиева перед глазами словно вчера - ледорез «Федор Литке» капитана Хлебникова, по бедно одолевающий неподатливый лед в проливе Превен. Он дви гался кормой вперед, причем использовал тягу не одного, а всех трех кормовых винтов, ставших носовыми. Это не теоретические диспуты, сама жизнь, с ней не поспоришь... Конструкторы сходились в одном: два взаимосвязанных фак тора исключают друг друга, потому идея потерпела поражение. Никто не возражал: носовой гребной винт ледокола благо, с его помощью создаются мощные потоки воды, омывающие борта ледокола, препятствуя их облипанию льдом, смерзанию корпуса с ледяными полями, через которые движется судно. При таком движении экономится энергия, уменьшается износ корпуса от трения металла об лед, становится чище проложенный ледоколом канал, что облегчает и делает более безопасным плавание иду щих за ним транспортных судов. Но сам-то носовой винт, высту пающий за пределы корпуса судна, беззащитен! Крупные крепкие льдины, торосы, встречающиеся на пути, могут разрушить его, оторвать от носовой части ледокола. В лучшем случае отломится одна из лопастей винта, как было на «Ермаке», он утратил значи тельную долю своей полезной тяги, необходимой для повышения устойчивости движения. Многие годы это противоречие казалось неразрешимым, отчего опускались руки...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz