Блинов, В. М. Последний романтик / Владимир Блинов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2019. - 267, [1] с., [6] л. цв. ил., портр. : ил.

252 Последний романтик Прибыл Ульянихин в Ленинград не только с пакетом дипломов и характеристик, но и с собственными техническими идеями, ко­ торые не давали ему покоя. Как раз тот случай, когда человек не­ сет в себе выстраданное, выношенное в душе и мыслях, что дру­ гим оказалось не под силу. В одиночку ему никак не удавалось довести задуманное до конца, то ли полномочий не хватало, то ли характера. Препятствия всегда находятся и кажутся непреодоли­ мыми, пока не ощутишь поддержку тех, кто рядом. Слушая Ульянихина, Кучиев внезапно почувствовал, новый специалист будто возвращает его в собственное прошлое. Улья­ нихин буквально горел идеей применения переднего, носового, винта для повышения ледовой проходимости будущих атомохо­ дов. Конструкторы поставили на этой идее крест, изучив неудач­ ный опыт использования такого винта еще Степаном Осиповичем Макаровым на первом арктическом ледоколе «Ермак». Попытки вернуться к идее русского адмирала, предпринятые советскими и финскими судостроителями в пятидесятые послевоенные годы, тоже успеха и развития не получили. А у Кучиева перед глазами словно вчера - ледорез «Федор Литке» капитана Хлебникова, по­ бедно одолевающий неподатливый лед в проливе Превен. Он дви­ гался кормой вперед, причем использовал тягу не одного, а всех трех кормовых винтов, ставших носовыми. Это не теоретические диспуты, сама жизнь, с ней не поспоришь... Конструкторы сходились в одном: два взаимосвязанных фак­ тора исключают друг друга, потому идея потерпела поражение. Никто не возражал: носовой гребной винт ледокола благо, с его помощью создаются мощные потоки воды, омывающие борта ледокола, препятствуя их облипанию льдом, смерзанию корпуса с ледяными полями, через которые движется судно. При таком движении экономится энергия, уменьшается износ корпуса от трения металла об лед, становится чище проложенный ледоколом канал, что облегчает и делает более безопасным плавание иду­ щих за ним транспортных судов. Но сам-то носовой винт, высту­ пающий за пределы корпуса судна, беззащитен! Крупные крепкие льдины, торосы, встречающиеся на пути, могут разрушить его, оторвать от носовой части ледокола. В лучшем случае отломится одна из лопастей винта, как было на «Ермаке», он утратил значи­ тельную долю своей полезной тяги, необходимой для повышения устойчивости движения. Многие годы это противоречие казалось неразрешимым, отчего опускались руки...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz